RU74
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Челябинске

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

0 м/c,

738мм 38%
Подробнее
3 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Экономика Алексей Азанов, директор юридической компании «Русская Правда»: «Советую следовать американской пословице и решать проблемы до того, как они станут проблемами»

Алексей Азанов, директор юридической компании «Русская Правда»: «Советую следовать американской пословице и решать проблемы до того, как они станут проблемами»

" src=

Рядовой гражданин покупает страховой полис и оформляет кредит, даже не пытаясь вникнуть в суть правил страхования и кредитного договора. Для того, чтобы внимательно вчитаться в тексты, написанные мелким шрифтом на двух десятках страниц, не хватает ни времени, ни знания специфических терминов. Подобная легкомысленность может дорого обойтись, если возникнет конфликтная ситуация. «Внимательно читайте бумаги, которые подписываете, а лучше – обратитесь за консультацией к профессиональному юристу», – советует директор юридической компании «Русская Правда» Алексей Азанов, за плечами которого – десятки судебных разбирательств, в которых граждане пытались отстоять свои интересы перед страховой компанией, отказывающей в выплате возмещения, или банком, установившим немыслимые ставки по кредиту.

– Алексей Аркадьевич, традиционный, но, как мне представляется, необходимый вопрос: как вы пришли в бизнес, создали агентство по оказанию юридических услуг?

– Последним местом работы до организации собственной фирмы стал Уральский филиал ОАО «Инкомбанк», где я занимал должность начальника юридического отдела. Как известно, после финансового кризиса, разразившегося в стране в августе 1998 года, сразу шесть крупнейших банков страны, в том числе и «Инкомбанк», лишились лицензий. В октябре 1998 года я уволился из банка, первое время зарабатывал как частнопрактикующий юрист. А в декабре 1999 года зарегистрировал собственную юридическую фирму – «Русская Правда».

– Интересное название. Ведь так именовался древний славянский свод законов?

– Да. Дело в том, что сначала я учился на историко-педагогическом факультете, а уже потом закончил юридический. Наверное, это наложило свой отпечаток. (Улыбается.)

– Коллектив сразу сложился?

– Первый сотрудник – Денис Вячеславович Сурин – появился в феврале 2000 года, он в качестве моего заместителя и одного из ведущих специалистов работает и сегодня. Сейчас в компании работают пять штатных юристов, есть среди них и те, кто пришел студентом и профессионально вырос именно здесь. Текучки нет, все болеем за общее дело.

– А разделение по направлениям среди сотрудников есть?

– Нет, все юристы – специалисты широкого профиля, хотя у каждого, конечно, есть свой «конек», сфера интересов, в том числе и научных. Так, старший юрист нашей фирмы Екатерина Иванова готовится к защите диссертации, ведет преподавательскую работу. Мы помогаем предприятиям и гражданам в решении потребительских, налоговых, трудовых, хозяйственных споров, не беремся только за уголовные дела.

– Компания ориентирована в большей степени на юридическое сопровождение деятельности корпоративных клиентов или консультирование граждан?

– Сложно сказать. Сегодня у нас на обслуживании находится 15 предприятий малого и среднего бизнеса, при этом мы постоянно консультируем частных лиц, а при необходимости – защищаем их интересы в суде. Иногда сложно отделить одно от другого: к примеру, если директор предприятия, которое мы постоянно консультируем по различным вопросам, просит помочь ему добиться налогового вычета после приобретения квартиры или бухгалтер этого предприятия обращается, чтобы определить виновную сторону в дорожно-транспортном происшествии – это частный клиент или корпоративный?

– А с какими проблемами чаще всего обращаются частные клиенты?

– Совершенно разными: раздел имущества, земельные споры, установление права собственности, наследования, потребительские споры. Интересно, что сегодня людей уже не пугает необходимость судиться с городской администрацией, если прямо под окном началась масштабная стройка многоквартирного дома. Конечно, если человек по характеру неконфликтный, при известии о том, что двор его дома скоро превратится в строительную площадку, он, скорее всего, предпочтет продать квартиру, пока цена на недвижимость не упала. А его сосед обратится с иском в суд и выиграет дело. Совсем не обязательно, что неправомерное разрешение городской администрации на ведение строительства было выдано в корыстных целях, чиновники – живые люди, и они тоже имеют право на ошибку. Наглядным примером может служить недавний случай: жилец дома, находящегося на пересечении улиц Сони Кривой и Красной, обратился к нам с жалобой, что его окна завешены рекламным щитом. Разрешение на монтаж конструкции на стене дома было выдано администрацией города, но, как выяснилось, чиновники были введены в заблуждение, поскольку им были предоставлены сфальсифицированные документы о согласии жильцов дома и фотомонтаж общего вида здания. Поскольку ошибка городских чиновников была очевидной, конфликт удалось решить без судебного разбирательства. Вообще всем нашим клиентам я бы посоветовал следовать старой американской пословице и решать проблемы до того, как они действительно станут проблемами. К примеру, один наш клиент попал в интересную ситуацию: он продавал дачу, и потенциальный покупатель заплатил задаток в размере 1,7 миллиона рублей, обязуясь внести оставшуюся сумму до конца месяца. Но потом у покупателя неожиданно возникли финансовые трудности и он отказался от мысли о покупке недвижимости. По общепринятым правилам, задаток не возвращается, если сделка не была совершена по вине покупателя, и возвращается в двойном размере, если договор не был заключен по вине продавца. Но дело в том, что приняв деньги, продавец недвижимости не заключил соглашение о задатке, а просто выдал расписку, поэтому ему пришлось вернуть деньги несостоявшемуся покупателю. Заранее проконсультировавшись с юристом, он предусмотрел бы такой исход и смог бы оставить деньги себе.

– Я знаю, что вам неоднократно доводилось защищать интересы клиентов в разбирательствах, где ответчиками выступали банки, страховые компании. Можно об этом поподробнее?

– К сожалению, сегодня многие страховые компании и банки работают на достаточно жестких для клиентов условиях. При оформлении страхового полиса клиенту предлагается ознакомиться с правилами страхования, напечатанными мелким шрифтом на двадцати листах, с использованием малопонятных обычному человеку специальных терминов. Застраховав квартиру, человек полагает, что защищен от всех бед, и когда в его дом залезают грабители, он, естественно, обращается в страховую компанию в надежде на получение возмещения ущерба. И встречает отказ, потому что кража была совершена с подбором ключа, а это не считается страховым случаем. Или, например, у его соседей с верхнего этажа случился пожар и при тушении пожарная бригада залила весь стояк – тоже велик риск не получить страховое возмещение, потому что затопление произошло не по естественным причинам. Неприятным сюрпризом для клиента, невнимательно читавшего правила страхования, может стать и то, что в действительности застрахована только жилая площадь квартиры, а потому компенсация за испорченную пожаром мебель на кухне или отвалившийся после затопления кафель в ванной не выплачивается. Примеров подобной изворотливости страховых компаний можно привести множество, совет один – внимательно читать правила страхования и консультироваться с юристом до заключения сделки. Что касается дорожных аварий, то с появлением закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств беспорядка на дорогах и судебных разбирательств по возмещению ущерба после ДТП стало заметно меньше. Но и сейчас страховые компании, пользуясь неосведомленностью клиентов, стараются сэкономить на страховых выплатах, например, отказываются от компенсации утраты товарной стоимости в рамках ОСАГО. А между тем, есть постановление Верховного суда России, которое обязывает их это делать, и суд в данной ситуации всегда будет на стороне автовладельца. Наш юрист Денис Сурин на делах с дорожными авариями собаку съел, он, без преувеличения, один из лучших специалистов в городе. Ему нравится эта специализация тем, что можно в короткие сроки добиться желаемого результата и увидеть благодарные глаза человека, которому ты помог в затруднительной ситуации.

– А банки как обманывают клиентов?

– Типичная ситуация: семья приобрела в кредит дубленку. Они сразу были ознакомлены со всеми условиями кредитования: процентной ставкой, всевозможными комиссиями, реальной переплатой за пользование ссудой, получили на руки график погашения кредита. Семья добросовестно вносила платежи и рассчиталась с банком за четыре месяца, а через пару месяцев люди обнаружили в своем почтовом ящике письмо с кредитной картой. Позвонив в московский офис банка, они активировали карту, сняли 50 тысяч рублей. Ежемесячно им приходили счета на 5800 рублей, которые они так же добросовестно оплачивали на протяжении 9 месяцев. А потом позвонили в банк, чтобы узнать остаток задолженности, и оказалось, что за это время размер их долга уменьшился лишь на 5 тысяч рублей, потому что львиную долю платежа составляла плата за ведение ссудного счета. При заявленной ставке 29% годовых эффективная процентная ставка по карточному кредиту составляла 58% годовых. Информация об этом, как выяснилось, печаталась на оборотной стороне платежек, которую, как правило, никто не читает. По условиям банка, расторгнуть договор досрочно, единовременно погасив существующую задолженность, было невозможно. В отчаянии люди обратились за помощью к нам, и мы добились в суде, чтобы договор был расторгнут до окончания срока только с уплатой процентов за время фактического пользования ссудой.

– Сколько длилось разбирательство? И вообще, к каким временным и материальным затратам надо быть готовым?

– Разбирательство, о котором мы только что говорили, длилось около трех месяцев. Это обычный срок для таких дел. Четких расценок за участие юристов в судебных делах не существует, все зависит от сложности и специфики дела. Минимальная цена за участие в разбирательстве трудового или потребительского спора – 5 тысяч рублей. За защиту интересов компании в суде общей юрисдикции или арбитражном суде мы, как правило, берем 35 тысяч рублей и ежемесячную абонентскую плату в течение того времени, пока длится разбирательство. Но это вовсе не значит, что мы заинтересованы в том, чтобы затягивать рассмотрение дела. (Улыбается.) Каждое дело напоминает шахматную партию, и когда исход игры виден задолго до ее окончания, становится неинтересно. В таких случаях хочется скорее поставить эффектную точку и взяться за новое дело.

– Сегодня в городе сотни агентств, оказывающих юридические услуги. Конкурентная борьба, вероятно, очень жесткая?

– Если честно, я не чувствую конкуренции. Хотя юридических фирм в Челябинске действительно очень много, толкаться локтями не приходится. Дело в том, что мы не торгуем стандартными вещами. Если тебе нужен фонарик, можно побродить по магазинам и сделать свой выбор, руководствуясь только ценой, ведь остальные параметры у фонариков одной модели будут совершенно одинаковые. Юридические фирмы продают специфический товар: знания, умения и навыки своих специалистов. Поэтому отношение к юристам у клиентов примерно такое же, как к врачам: все держится на доверии. Если у людей возникает потребность в грамотном юристе, они просят знакомых порекомендовать знающего человека, а не читают рекламные объявления в газетах. Поэтому я никогда не вел агрессивной рекламной политики. Лет пять назад, когда фирма только появилась, мы могли недели две сидеть без дела, и реклама не привела бы к нам толпы клиентов, потому что в данном случае единственный эффективный канал распространения информации о фирме – сарафанное радио. Сегодня наши юристы в течение недели ведут от пяти до двадцати судебных процессов, причем клиенты находятся не только в Челябинске, но и в Набережных Челнах, Подмосковье, Нижнем Новгороде, Перми, Самаре – в случае, если зарегистрированные там компании имеют коммерческие интересы в Челябинске и у них возникли трения с местными партнерами по бизнесу. Самая западная точка страны, где нам доводилось участвовать в арбитражных процессах – это Калининград, самая восточная – Чита.

– На ваш взгляд, зачем предприятию, имеющему штатного юриста или даже юридический отдел, привлекать независимых специалистов?

– Сегодня не вызывает сомнений, что каждой фирме, даже небольшой, необходимо иметь грамотного бухгалтера. При этом многие предприниматели считают, что на юристе можно сэкономить, ведь хорошему специалисту нужно платить хорошую зарплату, вот и принимают на работу вчерашних студентов. Хотя за те же деньги могли бы получать консультации высокопрофессиональных независимых юристов. У сторонних консультантов, на мой взгляд, есть еще одно неоспоримое преимущество: по моим личным наблюдениям, штатный юрист, получающий стабильный оклад, не склонен перечить начальству или ссориться с бухгалтерией. А мы в случае, если видим, что действия руководства компании могут в будущем привести к убыткам, не боимся ссориться и конфликтовать, отстаивая свою позицию. Раз уж предприятие подписало договор с юридической фирмой, оно должно прислушиваться к рекомендациям, иначе деньги были просто выброшены на ветер. Я убежден, что с юристом должно согласовываться каждое действие компании. Ведь мало правильно составить и заключить договор, его нужно ежедневно правильно исполнять. Иногда в ежедневной рутине дел сотрудники совершают ошибки, ущерб от которых может быть весьма значителен: к примеру, мы от имени мелкого лавочника выиграли в суде дело, истцом по которому была компания, являющаяся одним из крупнейших поставщиков алкогольной продукции в регионе. Компания обвиняла торговую точку в неисполнении обязательств по оплате поставленной продукции. Товар действительно был отгружен, но в ведомости расписался не руководитель, а продавец, которая согласно заключенному сторонами договору не входила в перечень лиц, обладающих правом подписи.

– Часто приходится сталкиваться с тем, что вынесенное судом решение законно, но по сути несправедливо?

– К сожалению, такие случаи встречаются. Российские законы несовершенны, к тому же законодательство зачастую просто не успевает за развитием общественных отношений. Сегодня, например, многие молодые пары не спешат официально регистрировать отношения, при этом живут полноценной семьей: ведут совместное хозяйство, приобретают мебель, технику, машину, заводят детей. Сегодня прямого запрета на установление фактических брачных отношений в российском законодательстве нет, но суды при решении споров о наследовании при смерти одного из супругов, состоящими в официально не зарегистрированном браке, руководствуются постановлением Верховного суда двадцатилетней давности. С тех пор изменились общественный строй, нравы, совместное проживание вне брака уже не считаемся чем-то постыдным, из ряда вон выходящим. Приходилось разбирать случай, когда после смерти гражданского мужа его жена не могла претендовать на совместно нажитое имущество, потому что наследниками были объявлены кровные родственники, проживавшие в другом городе, с которыми ее гражданский муж не общался уже несколько лет. Если следовать букве закона, получается, что родственные по крови, но чужие, в общем-то, люди оказались ближе, чем человек, который все эти годы был рядом, поддерживал в трудные минуты. Это коснулось и гражданских жен погибших моряков с атомохода «Курск»: отсутствие штампа в паспорте послужило причиной отказа им в признании вдовами военнослужащих и пенсии. Каждый такой случай затрагивает сердце. У юриста всегда должна быть холодная голова, но, когда сталкиваешься с человеческим горем, остаться равнодушным невозможно.

г. Челябинск, Комсомольский пр-т, 37 – 45.
Тел. (351) 741-13-15; 8-351-9009492,
e-mail: russ_prawda@mail.ru.

Фото: Фото Максима ВАЛОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления