RU74
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Челябинске

Погода+13°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

733мм 26%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Экономика В расчете! Обзор продуктов РКО челябинских банков

В расчете! Обзор продуктов РКО челябинских банков

Обслуживание взаимных расчетов предприятий и организаций – традиционная и по-прежнему наиболее востребованная банковская услуга, не только приносящая банкам стабильный доход...

" width=

Обслуживание взаимных расчетов предприятий и организаций – традиционная и по-прежнему наиболее востребованная банковская услуга, не только приносящая банкам стабильный доход, но и открывающая возможности по продвижению целого ряда продуктов и услуг для корпоративных и частных клиентов. Во время кризиса, когда целый ряд банков столкнулись с финансовыми трудностями и заморозили операции по счетам, многие предприятия и организации задумались о смене финансового партнера. Сайт ChelFin.ru провел сравнение продуктов и тарифов РКО крупнейших челябинских банков.

Согласно рейтингу «Самые расчетные банки», проведенному еженедельником «Коммерсантъ ДЕНЬГИ», по состоянию на 1 января 2009 года в пятерку лидеров данного сегмента вошли крупнейшие банки – Сбербанк России, Газпромбанк, ВТБ, «Райффайзенбанк» и Банк Москвы. Однако в отдельных регионах расклад сил может быть иной: так, в Челябинской области сильные позиции в сегменте расчетно-кассового обслуживания у Челябинского отделения Сбербанка и крупных местных банков – Челиндбанка, Челябинвестбанка, банка «Снежинский». Вместе с тем рынок всегда отличался высокой степенью конкуренции, и новые игроки при выходе на региональный рынок нередко стремились привлечь корпоративных клиентов специальными акциями – в том числе и демпинговыми тарифами по расчетно-кассовому обслуживанию. Стоит отметить, что рентабельность продуктов расчетно-кассового обслуживания, как правило, достаточна высока и, по некоторым оценкам, может доходить до 30%. Помимо стабильного дохода обслуживание счетов предприятий и организаций привлекательно для банков возможностью продвижения полного пакета продуктов для корпоративных клиентов.

Сформировать уникальное предложение в сегменте расчетно-кассового обслуживания банкам достаточно сложно – перечень услуг и продуктов предопределен, стандарты в той или иной степени унифицированы, а тарифы – примерно одинаковые. Так что, как отмечают представители банков, корпоративные клиенты часто делают выбор, ориентируясь не на характеристики расчетно-кассового обслуживания в конкретном банке, а на представление о кредитной организации в целом. «То, в каком банке компания заводила расчетно-кассовый счет, часто являлось вопросом подтверждения статуса – чем крупнее бизнес, тем солиднее должен был быть обслуживающий банк», – говорит управляющий челябинским филиалом «Абсолют Банка» Халима Харисова. Для небольших фирм существенным фактором при выборе банка было удобное расположение офиса и размер тарифов, для сетевых компаний – наличие филиалов во всех городах присутствия. Благоприятные отзывы и сотрудничество с банком ранее по другим направлениям также способствовали решению компании открыть расчетный счет именно в данном банке.

Как отмечают представители банков, часто новый клиент привлекался на РКО не напрямую, а посредством иной услуги, к примеру, кредитования. Выдавая кредит крупному предприятию, банк стремился перетянуть клиента и на расчетно-кассовое обслуживание, и в большинстве случаев успешно – видя реальные обороты по счетам, кредитная организация могла предложить клиенту льготные условия обслуживания. Многие компании и сами переходили на комплексное обслуживание в одном банке, включающее в себя РКО, кредитные продукты, размещение свободных средств на расчетных счетах и депозитах, услуги для частных лиц – топ-менеджеров и рядовых сотрудников предприятия. В продвижении на рынок РКО как самостоятельного продукта кредитные организации прежде не видели смысла. «Услуги расчетно-кассового обслуживания неразрывно связаны с кредитованием, инкассацией, эквайрингом, операциям с ценными бумагами. Развивать полный комплекс услуг – жизненная необходимость», – говорит начальник отдела корпоративных клиентов и бюджетов Челябинского отделения Сбербанка России Ирина Сердюкова.

При этом основная масса корпоративных клиентов, как отмечают представители челябинских банков, всегда отличалась постоянством и преданностью выбранному финансовому партнеру. «До кризиса клиенты держались за «свои» банки. Причин для этого было много: это и льготное обслуживание, и уровень тарифов, и сложившиеся за время сотрудничества лояльные отношения. Для того, чтобы перейти на обслуживание в другой банк, компании требовался существенный стимул – например, предоставление кредита на очень выгодных условиях», – рассказывает начальник управления клиентских отношений «СКБ-банка» Гульнара Ямнова. На практике подобные переходы случались редко – как правило, лишь в случае явного нарушения банком обязательств: для самих клиентов смена финансового партнера – это болезненный процесс.

Сегодня ситуация несколько изменилась: закрытие ряда банков привело к выбросу на рынок «свободных» клиентов и, как следствие, активизировало конкурентную борьбу между кредитными организациями. По словам экспертов, конкуренция в сегменте РКО заметно ужесточилась. «Многие клиенты, ведущую активную деятельность, имели открытые счета в разных банках, но в сложных экономических условиях это стало для них несколько обременительным», – говорит начальник операционного отдела челябинского филиала Промсвязьбанка Лариса Воронина. По мнению заместителя управляющего челябинским филиалом «ЮниКредит Банка» Ирины Кудряковой, организациям, придерживающимся жесткой экономии во всем, сейчас проще закрыть все счета в банках, где они не кредитуются: «Для них это дополнительные материальные расходы – ежемесячная плата за ведение счета. К тому же нецелесообразно каждый раз заказывать справку об оборотах, отсутствии картотеки и задолженности», – поясняет эксперт.

Между тем банкам сегодня выгодно привлекать корпоративных клиентов на РКО как никогда раньше. «Спад кредитования, которое являлось основным источником доходов от банковских операций, заставляет банки активизироваться в направлении расчетно-кассового обслуживания. Оно приносит стабильный безрисковый доход, а также помогает формировать базу компаний, с которой можно работать и сейчас, и потом – когда кредитные операции будут более активны», – обращает внимание Ирина Кудрякова. Положение дел меняется на прямо противоположное: уже не какие-то привлекательные продукты заставляют клиентов открыть расчетный счет в банке, напротив, РКО становится визитной карточкой кредитной организации. «Во многих случаях это «входной» продукт, с которого начинается сотрудничество бизнеса и банка, на его примере можно удачно демонстрировать качество обслуживания и прочие достоинства, – говорит начальник управления развития корпоративных продуктов УБРиР Елена Сорвина. – А во времена, когда нарастает неопределенность процентных доходов по кредитам, комиссионный доход по РКО является значимым источником прибыли для любого банка».

Конкуренция на рынке расчетного обслуживания в основном осуществляется в плоскости регулирования тарифов. Существуют отдельные мнения, по которым ценовой фактор сегодня не является решающим при выборе банка. Так, Гульнара Ямнова полагает, что клиенты перестали гоняться за дешевизной: «Предоставление льготных тарифов – как в глазах банков, так и компаний – отходит на второй план. За низкими тарифами уже никто не бегает, да и, по большому счету, они везде примерно равны. Основной ориентир в нынешних условиях – это надежность кредитной организации, присваиваемые ей рейтинги, наличие или отсутствие господдержки». Однако большинство банков все же корректирует ценовую политику: снижаются тарифы, отменяются комиссии, повышаются процентные ставки, начисляемые на остатки средств на расчетном счете. При этом многие банки сознательно отказываются от краткосрочной прибыли. Так, по словам Ирины Сердюковой, Сбербанк не ставит перед собой цели увеличить доходы за счет услуг РКО: «Напротив, имея собственную систему расчетов, мы в силах предложить клиентам возможность удешевить платежи, проводя их через систему межфилиальных расчетов Сбербанка».

Также банки выводят на рынок актуальные пакетные предложения по специальным ценам. «Клиенты УБРиР, помимо традиционного РКО, имеют возможность приобрести так называемые «пакеты услуг», которые включают в себя базовые услуги, дополнительные сервисные функции и месяцы льготного обслуживания», – заявляет Елена Сорвина. Заметно активизировались банки и в проведении рекламных акций, направленных на продвижение расчетно-кассового обслуживания. «Специальные акции очень затратны для банков, однако они пользуются повышенным спросом – ведь для предприятий это возможность сэкономить, – говорит Халима Харисова, – к примеру, в нашем банке в рамках акции можно бесплатно открыть расчетный счет и подключиться к льготному тарифу РКО».

Высокий уровень конкуренции заставляет банки развивать технологии и сервис. Все больше внедряются электронные формы РКО, позволяющие клиенту управлять своим счетом на расстоянии – системы «Клиент-банк» и «Интернет-банк». Применение подобных продуктов выгодно банку: затраты на дистанционное обслуживание существенно ниже, чем на организацию сервиса в стенах офиса. К тому же современные технологии гарантируют своевременное прохождение расчетных операций, а быстрая реакция – необходимое условие ведения бизнеса в сегодняшних условиях. Эксперты отмечают повышенное внимание корпоративных клиентов к системам ДБО: их наличие наряду со стоимостью обслуживания является важнейшим фактором успешной конкуренции. «Клиенты исходят из двух вещей – удобства и экономии средств. Для них важны скорость прохождения платежей и возможность работать с расчетным счетом, не покидая собственного офиса, – замечает Лариса Воронина. – Дистанционная система обслуживания позволяет им в режиме онлайн формировать платежные и справочные документы и передавать их банку для исполнения, отслеживать этапы обработки отправленного документа, проверять файлы пополнения карточных счетов сотрудников, круглосуточно получать выписки по счетам и информацию о поступивших платежах, вести справочник контрагентов и многое другое».

По словам Гульнары Ямновой, один из основных параметров, по которым юрлица выбирают банк, – наличие автоматической системы оплаты платежей: «Это система, благодаря которой платеж поступает не к операционисту, а к непосредственному получателю. Она полностью исключает человеческий фактор и экономит время».

Для того, чтобы повысить лояльность клиентов, многие банки в индивидуальном порядке оказывают услуги, которые пока широко не представлены на российском рынке – к примеру, срочное исполнение платежей и продление операционного дня. Их стоимость высока, и это позволяет банкам покрыть затраты, полученные на других продуктах РКО.

Эксперты отмечают, что, несмотря на кризис, резкого снижения количества расчетных счетов в большинстве банков пока не произошло, многие кредитные организации даже могут похвастать существенным приростом. Инвестиции в развитие РКО – хороший способ укрепить свои позиции, и конкурентная борьба в этом сегменте в дальнейшем будет только усиливаться. «Судя по тенденциям, которые мы наблюдаем, прогноз развития «сдержанно-оптимистичный». Это связано с тем, что число компаний продолжает расти, уровень использования банковских услуг тоже увеличивается, но и конкурентная борьба между банками становится более интенсивной. Для клиентов это означает возможность получения высококачественного продукта по приемлемым ценам», – заявляет Елена Сорвина. Вместе с тем игроки считают, что кардинального передела рынка расчетно-кассового обслуживания уже можно не ждать. «Во время первой волны кризиса клиенты заметались и открыли "подстраховочные" счета в двух-трех банках одновременно, но сейчас они успокоились и отказались от "лишних"», – говорит Гульнара Ямнова. По мнению Ирины Кудряковой, в будущем количество счетов южноуральских предприятий будет минимизировано по комплексному принципу, так как диверсификация РКО сейчас по карману немногим.

Обзор продуктов РКО челябинских банков

Маргарита ЗАПЕВАЛОВА
Фото: Фото с сайта Intercapital.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления