RU74
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Челябинске

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

3 м/c,

ю-в.

749мм 51%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Экономика Лизинговые компании проходят тест на прочность

Лизинговые компании проходят тест на прочность

Финансовый кризис расставил все точки над «i» на челябинском рынке лизинговых услуг: за несколько месяцев число реально действующих компаний сократилось в шесть раз. Примечательно, что проверку на прочность успешнее прошли небольшие...

" width=

Финансовый кризис расставил все точки над «i» на челябинском рынке лизинговых услуг: за несколько месяцев число реально действующих компаний сократилось в шесть раз. Примечательно, что проверку на прочность успешнее прошли небольшие региональные компании, которым удалось достаточно быстро возобновить сотрудничество с банками и продолжить финансирование новых сделок.

До кризиса российский рынок лизинговых услуг развивался высокими темпами, скорость роста отдельных сегментов достигала до 100% в год. В частности, завидную динамику демонстрировали сегменты лизинга автотранспорта, строительной и специализированной техники. Доступ к длинным и дешевым деньгам в совокупности с высоким спросом на услуги лизинга со стороны бизнеса создали все условия для процветания лизинговых компаний.

Однако осенью прошлого года ситуация кардинально изменилась: недавно сложившийся рынок лизинговых услуг оказался сильно подверженным изменениям внешней среды. Лизинговые компании, активно привлекавшие финансирование за счет банковских кредитов, незамедлительно ощутили влияние банковского кризиса ликвидности. Кредитование сократилось, заемные ресурсы подорожали, условия предоставления ссуд ужесточились. Но первая волна финансового кризиса отразилась прежде всего на мелких игроках, не обладающих собственными финансовыми ресурсами, портфель которых не был достаточно сбалансирован: в условиях перекрытого доступа к источникам фондирования компании оказались не в состоянии продолжить финансирование лизинговых проектов. Те же, кто уделял особое внимание управлению рисками и следил за ликвидностью лизингового портфеля, наоборот, смогли не только выдержать первый удар, но и улучшить позиции на рынке. Однако результатом первой кризисной волны стало сокращение количества лизинговых предложений и ужесточение условий при заключении договора лизинга.

Вторая волна кризиса уже связана с нестабильной ситуацией в области экономики: финансовый кризис перерос в экономический. Спрос на услуги лизинговых компаний заметно упал. В итоге некоторые сегменты рынка лизинга сократились до 70%.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса лизинговых компаний по итогам 2008 года снизился на 27,8%, к результату 2007 года. Сумма новых лизинговых сделок составила 720 млрд рублей (28,95 млрд долларов), а совокупный портфель лизинговых компаний (платежи к получению) - 1390 млрд рублей.

Заместитель генерального директора компании «CARCADE Лизинг» Лариса Власова говорит, что причина резкого падения показателей очевидна - новые экономические условия не позволяют развиваться с той же интенсивностью, что и в докризисное время, а, следовательно, и запросы бизнеса в отношении обновления и пополнения основных фондов стали более умеренными. «С другой стороны, по-прежнему ярко выражен эффект отложенного спроса - многие клиенты просто заняли выжидающую позицию и ждут дальнейшего развития экономической ситуации в стране. В условиях неопределенности компании предпочитают не обременять себя дополнительными обязательствами в виде займов, а вкладывают средства в оборот действующего бизнеса», - отмечает эксперт.

Кроме того, согласно данным исследования ассоциации «Рослизинг», последствия кризисных явлений прошлого года на рынке лизинговых услуг наиболее наглядно проявились в резком сокращении объемов нового бизнеса до 26,65 млрд долларов. Объемы снизились на 24,7% по сравнению с итогами прошлого года. Аналитики видят причину сложившейся ситуации в снижении заинтересованности инвесторов в средне- и долгосрочных инвестициях.

" width=

По словам коммерческого директора лизинговой компании «Уралпромлизинг» Максима Гусер, лизинговые компании сегодня сталкиваются с рядом проблем, основные из них - приостановка банковского кредитования, а также недоступность кредитов из-за высоких процентных ставок. «В период кризиса остаётся очень мало компаний, способных работать с прибылью и обслуживать высокие кредитные обязательства. Кроме того, растет число неплатежей, - отмечает эксперт. - В текущей ситуации финансовое состояние многих как потенциальных, так и существующих клиентов лизинговых компаний резко ухудшилось. Это существенно затрудняет их оценку и, как следствие, финансирование. Кризис задел очень многих, да и реализовать изъятое имущество по приемлемой цене лизинговым компаниям стало очень сложно, ведь рынок техники и оборудования «стоит». Кроме того, почти вдвое снизился общий объем заявок на новое имущество. Компании стали более взвешенно подходить к привлечению заёмных средств», - говорит Максим Гусер.

Отметим, в результате сокращения банками кредитных лимитов доля банковского кредитования в источниках финансирования лизинговых компаний в 2008 году снизилась, по данным агентства «Эксперт РА», на 8,8% по сравнению с 2007 годом. При этом выросла доля собственных средств с 9,6% до 10,4%, а также доля авансов - с 3,2% до 13,1%.

Одной из наиболее важных тенденций на рынке лизинговых услуг стала консолидация отрасли и уход с рынка многих игроков. Положительные тенденции последних нескольких лет сформировали определенную «привычку»: рынок лизинга интенсивно растет, и места хватает всем. Потенциал рынка при низкой входной стоимости привлекал многих, в результате список лизинговых компаний, действующих как на региональном уровне, так и в масштабах всей страны, постоянно пополнялся.

Кризис расставил все на свои места и напомнил игрокам, что ключевая компетенция лизинговой компании, как и кредитной организации, заключается в управлении рисками. На рынке сложилась ситуация, когда лизинговые компании, увлекшиеся погоней за оборотом и увеличением доли на рынке, в результате оказались неконкурентоспособными.

При этом если раньше прогнозировалось, что консолидация рынка пойдет путем классических сделок слияния и поглощения, то сейчас активизированы иные механизмы - банкротство небольших игроков, а также скупка лизинговых портфелей крупными компаниями.

«В результате отсутствия финансирования произошло сокращение числа самостоятельных компаний, - констатирует генеральный директор филиала BSGV в Челябинске Татьяна Лямина. - Ряд небольших компаний уже покинул рынок, многие находятся в трудном положении и могут быть поглощены более крупными игроками. Таким образом, происходит перераспределение рынка в пользу аффилированных с банками и дочерних структур иностранных компаний, обладающих большими ресурсами для осуществления деятельности».

«Если до кризиса в Челябинске насчитывалось около 60 лизинговых компаний, то в настоящий момент осуществляют финансирование около десятка, и, что удивительно, большей частью это региональные компании. Часть столичных компаний прекратила финансирование, некоторые сократили количество представительств по России и, вероятно, заняли выжидательную позицию. Кроме того, во многих компаниях изменились критерии отбора клиентов, новый бизнес практически никто не финансирует, - говорит директор лизинговой компании «Уралпромлизинг» Антон Гугнин. - Но в этом нет ничего удивительного, ведь развитие идёт по спирали: после роста - спад, после спада - подъем. После этого сумасшедшего ралли, которое продолжалось почти три года, появилась возможность устранить возникшие недочеты и систематизировать полученный опыт и информацию».

По оценкам Ларисы Власовой, мировой финансовый кризис существенно повлиял на развитие российского рынка лизинговых услуг. «В сложившейся ситуации лизинговые компании испытывают особенные затруднения по двум направлениям - это привлечение финансирования для фондирования текущих проектов и управление дебиторской задолженностью», - отмечает эксперт.

Кроме того, финансовый кризис резко изменил финансовые потоки на рынке лизинга, что повлекло за собой перераспределение его долевой структуры. Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», по итогам 2008 года существенно улучшили позиции компании, работающие с наиболее ликвидными предметами лизинга, компании, имеющие доступ к финансовым ресурсам материнских банков, а также компании, работающие в стратегически важных отраслях, которые имеют поддержку государства.

«Можно предположить, что в наступившем году данная тенденция продолжится, - говорит Лариса Власова. - Развитие государством инфраструктурных проектов, таких как строительство дорог, Олимпиада в Сочи, поддержка сельскохозяйственного сектора, коммунального хозяйства и прочего требуют внедрения масштабных программ модернизации, лучшим способом финансирования которых выступает лизинг».

Аналитики ассоциации «Рослизинг» отмечают тенденцию к уменьшению средней стоимости лизингового контракта за счет произошедшей переориентации компаний на более ликвидные и более дешевые объекты лизинга. Причина тенденции, по словам Татьяны Ляминой, кроется в том, что перед компаниями стоит необходимость обновления основных средств, однако сегодня есть возможность финансировать только горящие потребности, фундаментальные же инвестиционные программы практически полностью свернуты, что и приводит к сокращению средней стоимости лизинговых контрактов.

При этом сегодня ситуация на Челябинском рынке лизинговых услуг в целом отражает картину по стране. Чтобы минимизировать риски, лизинговые компании сконцентрировались на более ликвидных категориях предметов лизинга, ушли в узкую специализацию. «Высокая концентрация предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности на Урале влияет на структуру рынка лизинга в регионе. И спрос на оборудование для обслуживания данной отрасли достаточно высок: производственные фонды сильно изношены и требуют модернизации, а специализированное оборудование стоит немалых денег. Лизинг в этом случае как никакой другой финансовый инструмент решает проблему наиболее эффективно, - говорит Лариса Власова. - В связи со спецификой региона сильные позиции занимают компании, специализирующиеся на лизинге оборудования, удовлетворяющего потребности местных добывающих и обрабатывающих предприятий», - добавляет Лариса Власова, отмечая, что пока компания приостановился проекты, связанные с выходом в новые сегменты.

Сегодня лизинговые компании, по ее словам, ориентируются на более ликвидные объекты: легковые и грузовые автомобили, автобусы. Лизинг спецтехники, оборудования, недвижимости, напротив, снижаются в объемах.

«Урал - традиционный регион металлургии и машиностроения, эти отрасли имеют в высокой степени изношенные фонды, нуждающиеся в обновлении, что и обуславливает высокую долю таких предприятий в структуре клиентов лизинга», - отмечает Татьяна Лямина.

Объем нового бизнеса в Уральском федеральном округе, по оценкам аналитиков ассоциации «Рослизинг», в прошлом году увеличился на 12,9% и составил 36 032 млн рублей. Услугами лизинговых компаний воспользовались 3897 организаций и предприятий. Лидером округа стала Свердловская область, где заключено сделок на сумму 9 555 млн рублей. Меньше всего сделок заключено в Курганской области - всего на 579 млн рублей. В остальных регионах средняя стоимость нового бизнеса составила около 5 млрд рублей.

При этом, если разделить округ по количеству лизингополучателей, лидерами, безусловно, являются Свердловская и Челябинская области, затем следуют Тюменская и Ханты-Мансийская области, замыкают рейтинг Курганская область и Ямало-ненецкий автономный округ.

Стабилизации рынка лизинговых услуг пока ждать не приходится, тенденция снижения спроса очевидна: у большей части имеющихся и потенциальных клиентов лизинговых компаний пока остаются не проясненными перспективы развития. Ситуация осложняется и значительным повышением стоимости финансовых ресурсов. Вероятно, в текущем году компаниям придется вести тщательную работу по урегулированию просроченной задолженности, а также сделать особый упор на эффективности системы риск-менеджмента.

Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления