Любые расходы сетей лягут на плечи простых покупателей
Любые расходы сетей лягут на плечи простых покупателей
Не продано — отвечает сеть

В Челябинской области представители торговых сетей, сельхозпроизводителей и переработчиков обсудили новую поправку в закон «О торговле». Группа депутатов Госдумы во главе с вице-спикером Ириной Яровой предложила запретить ритейлерам возвращать нереализованную продукцию поставщикам.

— В последние годы усилилась тенденция к росту возвратов отечественным производителям качественных товаров, не проданных по истечении определённого срока, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — Например, у отдельных хлебопекарных предприятий в регионах возврат доходит до половины от объёма поставки, по мясной продукции — до 30%. Такая практика наносит прямой ущерб отечественным производителям.

Вадим Воробей собрал производителей и сетевиков за круглым столом
Вадим Воробей собрал производителей и сетевиков за круглым столом

По подсчётам депутатов, хлебопекарные предприятия теряют миллиарды рублей из-за возвратов продукции. При этом вина торговых сетей, не сумевших продать товар, перекладывается на производителей.

Законопроект поддержали федеральные ведомства — Минсельхоз и Роспотребнадзор.

— Поначалу предложение об их запрете подразумевало только хлебобулочную продукцию. Сейчас инициаторы законопроекта утверждают, что их поддерживают представители ассоциации плодоовощеводов, — сказал координатор мониторинговой группы «Честная цена» в Челябинской области Вадим Воробей. — На мой взгляд, затраты на утилизацию продукции должен нести тот, для кого это дешевле.

Действующее законодательство запрещает навязывать поставщикам условия о возврате не проданных продовольственных товаров. Но зачастую у производителей нет возможности отказаться от таких предложений.

— За последние 10 лет мы досыта наелись проблем с торговыми сетями. Поэтому лучше заранее найти компромисс, — сказал президент продовольственной компании «Увелка» Валерий Филиппов. — Насколько мне известно, некоторые федеральные сети самостоятельно приняли решение о том, что всё утилизируют сами. Думаю, за ними потянутся и остальные.

Киоскёры говорят, что отдают остатки продукции обратно. На заводе говорят, что возврата нет
Киоскёры говорят, что отдают остатки продукции обратно. На заводе говорят, что возврата нет

Директор по продажам Первого хлебокомбината Сергей Константинов удивился названным убыткам российских хлебопёков и самому факту возврата продукции.

— Нам никто возвратов не делает, — сказал он. — Если закон вступит в силу, ситуация вряд ли кардинально поменяется. В любом случае никто свою доходность терять не захочет, сети переложат затраты на скидки в договорах.

Представитель компании «Российское молоко» Олег Мотов также заявил, что возврат продукции из торговых сетей у них не практикуется.

— Стараемся формировать поставки так, чтобы всё продавалось, — рассказал он. — Конечно, могут быть и ошибки в заказах со стороны магазинов, и сбой доставки. Но сети утилизируют всё, что не продано, за свой счёт. Нам возврат продукции и не нужен — перерабатывать её мы не имеем права. Так что поправка в закон на нашу работу никак не повлияет.

Нет практики возврата продукции и в агрохолдинге «Чурилово», сообщил представитель компании Владимир Казак.

Александр Надеин мониторит цены на продукты в Челябинске
Александр Надеин мониторит цены на продукты в Челябинске

Между тем депутат райсовета Центрального района, участник проекта «Народный контроль» Александр Надеин заявил, что у него другая информация по хлебобулочной продукции.

— Продавцы киосков говорят: всё, что не продали, возвращаем обратно поставщикам. И убытков у них никаких нет, — объяснил он. — Но тут надо ещё выяснять, кого конкретно они имеют в виду — оптовиков или производителей.

«Прямой запрет — нарушение конкуренции»

Представители торговых сетей, работающих в Челябинской области, заявили, что не понимают, зачем нужно очередное регулирование работы ритейлеров.

— Государство в очередной раз вмешивается в отношения двух хозяйствующих субъектов. У федеральных сетей вообще нет такого бизнес-процесса, это касается лишь отдельных магазинов или локальных сетей, — прокомментировал коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. — При этом любой пункт вносится в договор по взаимному согласию. Если поставщик не хочет, никто настаивать не будет. Те же возвраты регламентируются определённым процентом. И это нужно самому поставщику, чтобы его продукт стоял на полке. Особенно это касается новых позиций.

Андрей Грибанов не понимает, зачем нужна поправка
Андрей Грибанов не понимает, зачем нужна поправка

О нарушении принципа свободы договора заявил председатель общественного совета Заксобрания по предпринимательству, представитель объединения предпринимателей «Деловая Россия» Алексей Галицкий.

— Нельзя устанавливать прямой запрет, — считает он. — Предприниматели сами договорятся, иначе у одной из сторон будет заведомое преимущество.

— Не всегда можно договориться. К сожалению, у нас кто сильнее, тот и прав, — покачал головой Валерий Филиппов. — И договорённость в итоге не всегда «фифти-фифти». У нас производитель почему-то всегда слабее.

Заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Раевский не увидел большой пользы от предлагаемой поправки.

— Обращений от местных производителей по поводу возврата продукции сетями к нам никогда не поступало, — рассказал он. — Никак подобные поправки не повлияют на деятельность производителей или сетей. Как бы хуже не было. Если мелким магазинам ставить жёсткие условия, они начнут сокращать ассортимент. Причём это коснётся продуктов первой необходимости — хлебобулочной продукции, молочки, мясных субпродуктов. Сами же начнут терять покупателей, а потом закрываться.

Покупателям — глядеть в оба

По данным регионального мониторинга «Честная цена», 80 процентов челябинцев покупают продукты в сетях. При этом в последние годы количество просрочки в магазинах снижается.

— Но законодательный запрет возврата товара поставщикам может спровоцировать нежелательные последствия, которые ударят по интересам покупателей, — высказал опасения участник проекта «Народный контроль» в Металлургическом районе Челябинска Сергей Астафьев. — Челябинцы и раньше жаловались на переклейку ценников и перебивку дат в отдельных торговых точках. Не получится ли, что сейчас это явление приобретёт новые масштабы?

Зачастую руководитель предприятия не даёт приказ что-то нарушать, добавил Сергей Астафьев. Тут уже многое зависит от исполнителей на местах. По словам представителя «Народного контроля», желая избежать ответственности за нарушение сроков реализации продовольственной продукции, работники магазинов начинают «химичить» с датами.

Иностранные сети давно отказались от возврата продуктов поставщикам
Иностранные сети давно отказались от возврата продуктов поставщикам

— Многие крупные торговые сети, например «Магнит», «Ашан», Metro, сами отказались от возврата непроданной продукции поставщикам, — сообщил Вадим Воробей. — У иностранных сетей свои стандарты. Тот же Metro сразу построил комплекс с цехом утилизации, «Ашан» — то же самое. Меня больше беспокоят несетевые магазины шаговой доступности. Как они будут утилизировать просроченную продукцию? Просто выбросят на мусорку или выльют в канализацию? Это же нарушение санитарных норм.

Пока челябинские предприниматели сходятся во мнении, что любые резкие запреты могут в конечном итоге выйти боком простым потребителям.

По данным регионального УФАС, на Южном Урале действует 71 торговая сеть, открыто 2506 торговых объектов. В Челябинске работают 17 торговых сетей в 902 торговых объектах.

В пятёрку лидеров на рынке Челябинска входят: X5 Retail Group, «Красное&Белое», «Молния» (Spar), «Магнит» и «Дикси». В 2016 году с челябинского рынка ушла крупная федеральная сеть «Седьмой континент» — закрылся гипермаркет «Наш», работавший в ТРК «Горки».