Крымский мост стал самым большим в России и Европе
Крымский мост стал самым большим в России и Европе

Строители со всей России

О строительстве транспортного перехода через Керченский пролив заговорили сразу после воссоединения Крыма с Россией. В январе 2015 года проработали концепцию, в феврале управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Росавтодора подписало госконтракт с единственным подрядчиком для проектирования и строительства моста — ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ». Строительство 19-километрового моста началось в феврале 2016 года. 11,5 км транспортного перехода проходит по суше, в том числе по острову Тамань, 7,5 км — над морем.

Длина моста - 19 км
Длина моста - 19 км

На возведении моста было задействовано около 8000 рабочих из двух десятков российских регионов, сообщили в управлении федеральных автомобильных дорог «Тамань».

— Строительство — это всегда драйвер развития экономики. Крымский мост — это не только более 180 предприятий основной кооперации, но и несколько тысяч компаний, которые опосредованно обеспечивают стабильное строительство в Керченском проливе, — цитировал информационный центр «Крымский мост» начальника Упрдор «Тамань» Романа Новикова. — Владивосток, Тюмень, Уфа, Курган, Екатеринбург, Омск, Томск, Магнитогорск, Северо-Запад, Центральная Россия, Юг… — для географического списка участников проекта потребуется карта всей Российской Федерации.

На строительство Крымского моста из федерального бюджета выделено 227,922 миллиарда рублей.

Россияне сами выбрали название моста
Россияне сами выбрали название моста

Замахивались на большее

В конце 2014 — начале 2015 годов Южный Урал активно обменивался с Крымом делегациями из представителей власти и бизнеса. Тогда заместитель министра экономического развития Челябинской области Артем Новиков говорил, что в первую очередь сотрудничество между регионами начнется с поставок в Крым южноуральского металла, машиностроительной продукции и оборудования. Отмечались большие перспективы сотрудничества с Крымом и в рамках программы импортозамещения. Власти Южного Урала анонсировали поставки челябинского металлопроката для возведения Керченского моста, который должен связать Крым и Россию.

А руководитель регионального Центра субконтрактации (ООО «Неоинжиниринг») Станислав Твердохлеб призывал областные власти «пролоббировать, чтобы Керченский мост строился из нашего металлопроката».

В реальности предприятия Южного Урала очень слабо отметились на главной стройке России. Хотя, по словам губернатора Бориса Дубровского, за четыре года Крым и Севастополь стали надежными партнерами Челябинской области.

Часть металлоконструкций на строительство Крымского моста поставил холдинг «Металлинвест», у которого есть небольшой завод в Челябинске. Но, судя по официальным данным, металлоконструкции в Крым отгружали с Нижнетагильского завода сварной балки, входящего в «Металлинвест».

Зато при сборке уникальной автодорожной арки Крымского моста использовалась техника Челябинского механического завода. Один из подрядчиков заключил договор на поставку автокранов «Челябинец».

— Автодорожная арка — это почти 200 крупных элементов: блоки ортотропных плит, арочных сводов и так далее. Чтобы собрать их воедино, мы выполнили около 4,5 км стыковых швов первой категории, закрутили 175 тысяч штук (или почти 110 тонн) высокопрочных болтов, — рассказал Most.life заместитель директора по производству «Мостоотряда-1» Михаил Пиксаев. — Вес пролета в итоге составил почти 5 тысяч тонн.

Арочные пролетные строения — самые габаритные элементы Крымского моста. Протяженность каждого — 227 метров, высота свода в высшей точке — 45 метров (или 80 метров от воды). После установки на фарватерные опоры они обеспечат беспрепятственный пропуск судов через свободное пространство шириной 185 метров и высотой 35 метров от воды.

Челябинские краны помогали строить арку
Челябинские краны помогали строить арку

В сооружении крупного узла будущей переправы были задействованы автокраны «Челябинец» грузоподъемностью 32 тонны с длиной стрелы 33 метра. Они установлены на шасси КАМАЗ с колесной формулой 8х8 и 8х4.

А в прошлом году в Челябинске выпустили партию единых транспортных карт, посвященных возведению Крымского моста. На лицевой стороне изображены строители с указанием их имени и специальности. Рядом с фотографией — цитата об отношении к проекту и участию в нём. Такие транспортные карты выпускали по всей России в поддержку кампании «Мы строим мост». В Челябинске напечатали 10 тысяч подобных проездных документов.

Транспортные карты выпустили в поддержку крымчан
Транспортные карты выпустили в поддержку крымчан

Мост в цифрах

Крымский мост соединит Керченский полуостров (Крым) с Таманским полуостровом (Краснодарский край) и обеспечит транспортное сообщение Крыма с материковой частью России. Пропускная способность Крымского моста — 40 тысяч автомобилей и 47 пар поездов в сутки, 14 миллионов пассажиров и 13 миллионов тонн грузов в год. Официально движение для автомобилей и автобусов откроют завтра, 16 мая, в 05:30 по московскому времени. Проезд стартует одновременно с двух берегов Керченского пролива — по две полосы в каждую сторону. Железнодорожное сообщение планируется открыть через год.

Автокраны и транспортные карты: как Челябинск помог строительству Крымского моста

В управлении федеральных автодорог «Тамань» напоминают, что максимальная разрешенная скорость движения по мосту — 90 км/ч, остановки запрещены. Чтобы проехать к мосту со стороны Краснодарского края, необходимо двигаться по федеральной трассе А-290 до развязки с новой дорогой на Таманском полуострове. Далее 40 км по автоподходу к Крымскому мосту. Со стороны Республики Крым движение начинается от развязки на существующей трассе Симферополь — Керчь и далее 8,6 км до Крымского моста.

Движение грузового транспорта планируется запустить в конце этого года. Железнодорожная часть моста и подходы к нему заработают в 2019 году.