Экономика Факторинг: бизнес страхуется от нового кризиса неплатежей

Факторинг: бизнес страхуется от нового кризиса неплатежей

На фоне мрачных прогнозов о новой волне кризиса бизнес минимизирует риски: сокращает период отсрочки платежа за поставленный товар, тщательнее проверяет финансовое положение новых контрагентов, откладывает запуск новых проектов и выход в еще не освоенные регионы. Одновременно компании стремятся перераспределить кредитную нагрузку, в том числе и за счет использования факторинга в противовес традиционному краткосрочному кредитованию на пополнение оборотных средств.

Факторинг в общих чертах – это беззалоговое финансирование поставок с отсрочкой платежа. Однако в отличие от традиционного банковского кредита услуга имеет ряд существенных преимуществ. Так, если при кредитовании кредитный лимит устанавливается исходя из имеющегося обеспечения и активов, то при факторинге размер финансирования устанавливается в соответствии с объемом продаж и с учетом перспективы развития. Кроме того, факторинг имеет хорошую привязку к сезонности бизнеса: сроки получения финансирования и уплаты комиссии за факторинговое обслуживание соотносятся с торговой деятельностью компании – финансирование выплачивается после отгрузки товара, а комиссия платится после полной оплаты поставки. В то же время выплата процентов за кредит происходит в четко фиксированный кредитным договором срок, не связанный с моментом получения выручки.

«Факторинг не «утяжеляет» баланс предприятия, более гибок и не нуждается в залоге, – перечисляет региональный директор операционного офиса Промсвязьбанка в Челябинске Андрей Рочев. – В «вину» факторингу ставят более высокую стоимость обслуживания, но факторинг объективно дороже. Это не просто финансирование под уступку дебиторской задолженности, а целый комплекс услуг, требующий от фактора высокого профессионализма. В рамках подобного обслуживания организация полностью делегирует фактору управление дебиторской задолженностью, поэтому нельзя говорить о типичном соотношении использования факторинга и кредита как инструментов пополнения оборотных средств».

«Когда компания продает товар на условиях отсрочки платежа, могут возникнуть ситуации, что нужно закупить продукцию или сырье на изготовление товара – как правило, по предоплате, а деньги за проданный товар еще не поступили, – поясняет директор Челябинского представительства Национальной факторинговой компании Игорь Файнман. – Опять же, лишить отсрочки покупателей иногда фактически равносильно уменьшению объемов продаж и сокращению клиентской базы, а значит, и доли рынка. Чтобы синхронизировать товарные и денежные потоки в компании, и нужен факторинг. Его можно использовать на любом этапе товарно-производственного цикла, то есть финансировать закупки сырья или товара (деньги поставщику поступают от факторинговой компании сразу после отгрузки, а покупатель получает отсрочку и еще скидку за раннюю оплату товара); финансировать предзаказ (если нужны деньги на осуществление определенного заказа); финансировать поставки (получить деньги сразу после отгрузки, исключая кассовый разрыв, при этом покупатели получают отсрочку платежа до 120 дней и могут закупать уже гораздо больше товара); исключать риски неоплат (фактор берет на себя ответственность за оплату поставок)».

Последнее обстоятельство, как отмечает эксперт, особенно актуально во времена экономической нестабильности или при выходе в новые регионы – можно смело предоставлять отсрочку даже незнакомым контрагентам, так как риски застрахованы. Кроме того, компания может продать дебиторскую задолженность фактору, тем самым сразу и выручив деньги за товар, и исключив риски неоплат. «Таким образом, можно решить целый цикл задач и добиться идеального порядка в движении партий сырья, готового товара и денежных потоков, – резюмирует Игорь Файнман. – Собственно, поэтому наиболее подходящее название для факторинга – финансовая логистика».

Однако региональные компании пока не слишком широко используют факторинг для финансирования поставок. По данным Ассоциации факторинговых компаний, объем уральского рынка по итогам прошлого года достиг 57 284,51 млн рублей, что составляет 7% от оборота российского рынка факторинга.

«Трудности в продвижении факторинга, несомненно, есть, – вынуждена признать начальник департамента продаж и клиентских отношений факторинговой компании «Кольцо Урала» Наталья Абасова. – Отчасти потому, что это относительно новый финансовый инструмент, и многие предприниматели, особенно представители малого и среднего бизнеса, о нем попросту не слышали. Кроме того, трудности в продаже факторинга связаны еще и с тем, что его традиционно сравнивают с кредитом. Факторинг априори более дорогой продукт: связано это и с отсутствием твердого залога, и с предоставлением ряда дополнительных услуг. Но могу с уверенностью заявить, что за счет роста продаж и увеличения доли на рынке ни один финансовый продукт не даст такой быстрый рост прибыли, как факторинг».

«Это банковский продукт, который может стать настоящим «двигателем» оборотных средств для предприятий, предоставляющих отсрочку платежа, – соглашается директор филиала «Южно-Уральский» УБРиР Галина Родина. – Основные мотивы – это ускорение движения оборотных средств, при этом если предприниматель использует именно факторинг, то дополнительным преимуществом станет уменьшение дебиторской задолженности предприятия и снижение рисков неплатежей».

Как отмечает Наталья Абасова, факторинг традиционно предпочитают те компании, которые понимают, что в их сегменте рынка есть потенциал для роста, завоевания большей рыночной доли, поскольку факторинг является прекрасным инструментом увеличения продаж. «Ведь что из себя представляет отсрочка платежа – это, как правило, вынужденный шаг поставщика в условиях жесткой конкурентной борьбы, – поясняет эксперт. – Зачастую отсрочки носят длительный характер и «съедают» значительную часть прибыли компании. А если покупатель еще и задержит оплату, то и вовсе можно уйти в минус. Таким образом, предоставление отсрочки может обернуться для поставщика низкой прибыльностью и «зависшей» дебиторкой».

Факторинг – это инструмент, который дает возможность обратить дебиторскую задолженность в «живые» деньги, направить их в производство или закуп и отгрузить товар.

По данным Ассоциации факторинговых компаний, в прошлом году услугами факторинга на Урале воспользовались 450 компаний в расчетах с 2400 покупателями-дебиторами. При этом отраслевая структура оборота уральских факторов отличается высокой долей оптовой торговли (74%), среди товарных групп (продукция, которой оптовые компании торгуют чаще всего с использованием факторинга) лидируют непродовольственные товары народного потребления (38%) и продукты питания (20%). Доля обрабатывающих производств в обороте составляет 24%, в том числе 57% приходится на поставки продукции металлургической промышленности.

«Традиционно факторинг востребован торговыми компаниями, занимающимися оптовыми продажами на условиях отсрочки платежа, – говорит Андрей Рочев. – Однако сейчас все более серьезным становится спрос на факторинг со стороны производственных предприятий, оказывающих услуги. Серьезный вклад в оборот регионального рынка факторинга также делают промышленные предприятия, металлургия».

Обрабатывающая промышленность: доли товарных групп в обороте уральского факторинга

Источник: Ассоциация факторинговых компаний

«Сегодня факторинг используют достаточно много компаний из различных сфер бизнеса - это и оптовая торговля, производство товаров повседневного спроса, продуктов питания, упаковки, а также транспортные компании, предприятия сферы услуг. Если бизнес предполагает работу на условиях отсрочки платежа – это уже повод рассмотреть возможности такого финансового инструмента как факторинг», – говорит руководитель регионального центра факторинговой компании «Лайф» Игорь Вяткин.

Оптовая торговля: доли товарных групп в обороте уральского факторинга

Источник: Ассоциация факторинговых компаний

«Все более актуально применение факторинга в сфере услуг – рекламных, издательских, логистических и прочих, – говорит Наталья Абасова. – В этих сферах традиционно все работают по стопроцентной предоплате. Однако обострившаяся конкуренция заставляет задумываться о лояльности клиентов, одним из инструментов повышения которой и становится предоставление отсрочки платежа. Благодаря внедрению факторинга предприниматели получают возможность предоставить отсрочку, при этом не столкнувшись с дефицитом оборотных средств».

Как отмечается в статистическом исследовании Ассоциации факторинговых компаний, ключевые показатели регионального рынка факторинга сегодня определяют крупные федеральные игроки. Лишь немногие компании готовы делегировать уральским подразделениям полномочия по установлению лимитов и условий финансирования, набору и аттестации персонала, развитию клиентских отношений с крупными предприятиями. «Посткризисные времена определили основной расклад сил на рынке факторинговых услуг, остались действительное сильные игроки, – говорит Андрей Рочев. – Основной оборот рынка формирует всего несколько факторов – в основном это крупные банки с профильным подразделением».

Доли факторинговых компаний и банков в обороте рынка УрФО по итогам 2011 года

Источник: Ассоциация факторинговых компаний

В отличие от «федералов», конкурирующих преимущественно за счет демпинга и демонстрирующих выдающиеся объемные показатели, уральские факторинговые компании и региональные банки, оставаясь на малых оборотах, имеют возможность сосредоточиться на расширении клиентской базы в сегменте малого и среднего бизнеса, на качестве сервиса и риск-менеджменте, расширении продуктового ряда и повышении маржинальности бизнеса.

«Происходит постепенное смещение акцентов конкурентной борьбы между факторами: основным моментом с точки зрения привлечения клиентов становится не демпинг и ценовая конкуренция, а качество предоставляемого сервиса, – говорит Наталья Абасова. – Цена на факторинг стабилизировалась и у основных игроков рынка находится на примерно одинаковом уровне. На первый план выходит качество сервиса, удобство услуги, наличие дополнительных сопутствующих услуг (управление дебиторской задолженностью, экспертиза отгрузочных документов), внедрение программных продуктов и систем дистанционного обслуживания. Немаловажную роль в конкурентной борьбе сыграет открытость фактора и его ценовой политики, а также отсутствие дискриминационных требований к бизнесу».

Вместе с тем, как отмечает Игорь Файнман, до 80% факторинговых операций – это просто финансирование под дебиторскую задолженность без дополнительных услуг, которую позиционируют как факторинг. «На самом деле факторинг – это целый комплекс услуг, который включает финансирование дебиторов или поставщиков, страхование рисков на случай неоплаты контрагентами отгруженной продукции, управление переданной дебиторской задолженностью, обработку документов. Название одно, а сущности разные, – поясняет Игорь Файнман. – Почему так происходит? Как правило, большинство игроков – это федеральные банки, для которых факторинг – это одно из многочисленных направлений бизнеса, сопутствующая услуга. В то время как специализированные компании могут предложить гораздо более широкие возможности для развития бизнеса».

По оценкам Ассоциации факторинговых компаний, в этом году оборот факторинга в УрФО может достичь 100 млрд рублей. По мнению аналитиков, структура экономики Уральского региона является идеальной для развития факторинга. Наличие крупных промышленных гигантов, которые все активнее используют факторинговое финансирование, выгодное географическое расположение, обеспечивающее Уралу статус транзитного региона оптовой торговли и активное развитие малого и среднего бизнеса – традиционного потребителя факторинговых услуг – все эти факторы способны стать движущей силой расширения использования факторинга в регионе.

«До сих пор основными сдерживающими факторами роста рынка являются недостаток информации о продукте и сложившиеся стереотипы о недоступности факторингового финансирования, – говорит Андрей Рочев. – Однако ситуация меняется, и меняется на глазах: бизнес начал осознавать преимущества факторинга в условиях работы с отсрочкой платежа. Со стороны факторов наблюдается снижение лимитов факторинговых сделок, переориентация с крупного на малый и средний бизнес».

По оценкам Игоря Файнмана, сегодня факторинговым финансированием на Южном Урале пользуются около 18-20% компаний, осуществляющих поставки с условием отсрочки платежа. «Необходимые продукты уже созданы, и рынок находится на этапе осознания бизнесом необходимости факторинга и методов его использования. Это займет еще от трех до семи лет, конкуренция обострится, возникнет разделение по нишам – так же, как сегодня есть четкое разделение на кредитном рынке».

«Факторинг – это своего рода «темная лошадка» для российского бизнеса, – резюмирует Галина Родина. – Сегодня почти у каждого банка в продуктовой линейке для бизнеса есть предложения по факторингу, но это скорее просто показатель, что банк готов предоставить полный спектр услуг для бизнеса, а вот малое количество факторинговых компаний в России, в отличие от общемировой практики, как раз показывает, что услуга факторинга пока еще не нашла «своего клиента», особенно в сегменте малых и средних компаний».

Широкому применению факторингового финансирования в ближайшее время, по мнению экспертов, будет в значительной мере способствовать и разрастание кризиса. По данным масштабного исследования Национальной факторинговой компании, пока подавляющее большинство российских компаний (85%) не ожидают ухудшения платежной дисциплины контрагентов в ближайшее полугодие. Однако половина компаний, принявших участие в исследовании, рассматривает различные инструменты повышения безопасности бизнеса: использование факторинга (37%), более тщательная проверка покупателей (20%), а также превентивные меры – сокращение сроков отсрочки (18%), отказ от отсрочки (8%) и отгрузка товара только по предоплате (8%). При этом руководители более 80% компаний отметили, что покупатели допускают просрочки в оплате товара, порядка 40% признались, что сталкиваются с прецедентами неоплат. Среди причин просрочек и неплатежей можно выделить две основные причины – недобросовестность контрагентов (24%) и фактор сезонности: компании испытывают временную нехватку оборотных средств для проведения расчетов (24%).

«Безусловно, в нынешней экономической ситуации есть доля неопределенности, – отмечает Андрей Рочев. – В случае кризисного сценария развития событий есть отрасли, которые в наибольшей степени чувствительны к падению спроса. Однако прошлый кризис многих научил жить по средствам, грамотно оценивать риски и рассчитывать кредитную нагрузку. В этом как раз и заключается стремление бизнеса «подстраховаться» – компании более требовательно подходят к выбору финансовых партнеров».

Как отмечают эксперты, складывающаяся в экономике страны ситуация несет серьезные риски, для бизнеса сегодня важно иметь хорошую долю рынка и грамотно просчитывать риски по новым сделкам, а не гнаться за сиюминутной прибылью.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления