Экономика Многодетные банки

Многодетные банки

Количество открываемых в Челябинске региональных отделений российских и иностранных банков стремительно растет, причем все чаще кредитные организации открывают не просто представительства, а полноценные филиалы, подкрепленные сетью допофисов...

Количество открываемых в Челябинске региональных отделений российских и иностранных банков стремительно растет, причем все чаще кредитные организации открывают не просто представительства, а полноценные филиалы, подкрепленные сетью допофисов. Розничный бизнес является одним из самых модных направлений в банковском бизнесе, и банки ведут агрессивную политику по увеличению своего присутствия в регионах.

На 1 октября 2005 года, по данным Банка России, в России насчитывается 1263 кредитных организаций, количество филиалов которых чуть более трех тысяч. То есть на каждые два банка приходится примерно пять филиалов. За пять лет этот показатель снизился на 15%, а сначала года незначительно вырос. Столичные банки активно открывают представительства и филиалы в регионах, переманивая у местных кредитных организаций наиболее крупных корпоративных клиентов. В то же время растет и число филиалов банков из соседних регионов. Сейчас по действующему законодательству банк может открыть четыре типа внутренних структурных подразделений: допофис, операционную кассу вне кассового узла, филиал и представительство. Идея создать единое универсальное подразделение, которое бы объединяло достоинства всех внутренних отделений, назревала давно. В октябре прошлого года Банк России выступил с инициативой создания единого структурного банковского подразделения, предложив назвать его «отделением». Однако представители банковского сообщества сочли, что данная мера будет очередным шагом по ужесточению контроля над кредитными учреждениями, поскольку согласно предложению Банка России в функциях отделений банков были прописаны активные операции только в части выдачи потребительских кредитов, в то время как вопросы о кредитовании корпоративных клиентов и выпуске собственных векселей оставались неясными.

По данным, опубликованным на сайте Банка Росси, в Челябинской области погоду на рынке банковских услуг сегодня делают 11 местных банков и 108 филиалов, при этом у 41 из общего числа филиалов головная организация находится в нашем регионе. То есть в суммарном выражении количество местных и пришлых финансовых структур практически равно: 52 южноуральца против 67 «варягов». Всего же, по данным Банка России, на территории Уральского округа на 1 июля 2005 года было зарегистрировано 68 действующих кредитных организаций, 148 их филиалов и 235 филиалов банков из других регионов. Причем с начала года с рынка ушли три местных банка и закрылись 17 филиалов, а число пришлых игроков выросло на 6 единиц.

Проанализировав данные о банках, входящих в сотню самых филиальных, можно сделать ряд заключений. В рейтинг вошли 25 банков, представленных на челябинском рынке, в том числе и три местных игрока – Челиндбанк, Челябинвестбанк и «Кредит Урал Банк». Самой обширной сетью, насчитывающей более тысячи филиалов, обладает Сбербанк – ему принадлежит треть всех банковских филиалов, представительств, дополнительных офисов и операционных касс страны – в совокупности 20 390 точек присутствия. У его ближайшего «соперника» Росбанка эта цифра меньше в 40 раз. Однако по объему чистых активов на одну точку Сбербанк находится в самом конце списка. Столь низкое положение Сбербанка аналитики объясняют большим количеством «имиджевых» отделений, убыточных и малоэффективных. Лидером в этой категории является московский банк «Зенит» – на 10 его филиалов, 11 дополнительных офисов и 36 операционных касс приходится в среднем 892 миллиона рублей чистых активов. На втором месте, как ни странно, находится местный «Кредит Урал Банк» с показателем 703 миллиона рублей активов на 3 филиала, 4 допофиса и 6 касс.

Замыкает тройку самых «многодетных» банков Внешторгбанк – зарегистрировано 55 его региональных филиалов. В число лидеров по общему числу филиалов вошел и «Импэксбанк» (45 филиалов), от которого несколько отстают «МДМ-банк» (35 филиалов), Газпромбанк (32 филиала) и «Альфа-банк» (31 филиал). Банки «Внешторгбанк 24» и «Уралсиб», чья сеть значительно расширилась за счет недавних процессов слияния, сегодня обладают 42 и 41 филиалом соответственно. Среди челябинских банков безусловное лидерство принадлежит Челиндбанку, открывшему 29 филиалов. Лидеры потребительского кредитования – банки «Русский стандарт» и Home Credit and Finance Bank вообще не открывают полноценных филиалов в регионах, ограничившись представительствами в крупных городах – у «Русского стандарта» их 64, а у его главного конкурента – 57. По мнению управляющего челябинским филиалом «Внешторгбанка 24» Александра Ковырова, банки, специализирующиеся преимущественно на потребительском кредитовании, пытаются тем самым минимизировать расходы: открытие и содержание представительства в сравнении с филиалом требует гораздо меньших затрат.

Надо заметить, что в расширении региональной сети в большей степени заинтересованы именно банки, развивающие розничное направление бизнеса. И немаловажным фактором оценки эффективности работы филиала является, по мнению экспертов, объем совершаемых финансовых операций, в частности, выдачи потребительских кредитов. По данным Банка России на 1 августа 2005 года, наиболее значительные показатели у банка «Русский стандарт» – объем выданных потребительских кредитов составил 534,8 миллиона рублей на одну точку. У Home Credit and Finance Bank этот показатель гораздо скромнее – 324, 6 миллиона рублей. Сравниться с гигантами потребительского кредитования под силу разве что Московскому международному банку, у которого объем кредитов на одну точку составляет 223,4 миллиона рублей. Показатели самого филиального банка страны – Сбербанка – не переваливают и за отметку в 20 миллионов рублей. Среди челябинских банков наиболее активно выдают кредиты филиалы «Кредит Урал Банка» – 73, 8 миллиона рублей, что почти втрое превышает аналогичные показатели Челиндбанка и Челябинвестбанка.

Эффективность работы филиалов и отделений банков, по мнению экспертов, прежде всего, зависит от территориального расположения, клиентуры, набора предлагаемых услуг, скорости и качества обслуживания. При этом большую роль играет и четкий баланс в распределении функциональных обязанностей между главным офисом и поддерживающими подразделениями.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления