Бизнес Экономика Страховщики вооружаются у западных инвесторов

Страховщики вооружаются у западных инвесторов

В прошлом году в сфере страхового бизнеса произошло 12 знаковых сделок по приобретению крупных национальных страховых компаний, общая сумма которых составила 3800 млн долларов. Эксперты прогнозируют, что к моменту вступления России в ВТО зарубежные инвест

" src=

В прошлом году в сфере страхового бизнеса произошло 12 знаковых сделок по приобретению крупных национальных страховых компаний, общая сумма которых составила 3800 млн долларов. Эксперты прогнозируют, что к моменту вступления России в ВТО зарубежные инвесторы активизируются еще в большей степени.

В последние пять-шесть лет число сделок по слиянию и поглощению на отечественном рынке страховых услуг росло почти в геометрической прогрессии – если в 2001 году было организовано всего две сделки на общую сумму 75 млн долларов, а в 2002 году – одна сделка, но значительно большего размера (цена покупки составила 325 млн долларов), то в 2003 году, как и в 2004, произошло по 4 сделки; в течение 2005 и 2006 годов совершается по 6 сделок ежегодно. В 2007 году в сфере страхового бизнесе наблюдался всплеск активности по проведению сделок по слиянию и поглощению, стремительный взлет стоимости страховых компаний, по итогам года наблюдался двойной рост числа заключенных сделок, ценовой объем сделок взлетел до 3800 млн долларов.

В 2007 году на рынке укрепляют позиции иностранные страховые холдинги, выражающие заинтересованность в приобретении крупнейших российских компаний. Так, EBRD провел сделку по приобретению пакета страховой компании «РЕСО-Гарантия», занимающей второе место в рейтинге страховых компаний по объему сборов страховых премий, Allianz AG приобрел пакет «РОСНО», занимающей четвертое место по показателю сборов премий, а часть пакета «НАСТА» была куплена Zurich Financial Services Group.

" src=

Аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА» Александр Малолетнев рассказал корреспонденту Chelfin.ru, что в настоящее время большое число российских страховых компаний осуществляют предпродажную подготовку. К поиску стратегических инвесторов страховые компании подталкивают обострение конкуренции и высокий спрос на российские СК со стороны иностранных финансовых холдингов. Менеджмент компаний, следуя стратегии «предпродажной подготовки», стремится максимально нарастить портфель, при этом в ход подчас идут любые методы, в том числе демпинг, завышение размера комиссионного вознаграждения агентам, перекос в сторону высокоубыточных видов страхования. Все это чревато банкротствами страховых компаний. Объявление о скором вступлении России в ВТО пока не слишком заметно повлияло на активность рынка слияний и поглощений, но со временем близость события начнет оказывать все более сильное влияние, особенно на стратегию развития средних и небольших страховых компаний, которые станут наиболее уязвимыми в новых условиях.

По словам партнера, лидера практики страховой практики компании «Делойт» в СНГ Алекса Корогодски, зарубежных инвесторов сегодня, как и пять лет назад, прежде всего интересуют компании, демонстрирующие солидный бренд, развитые сети продаж, финансовую прозрачность, качественную систему управления и менеджерскую команду, а также адекватную бизнес-инфраструктуру. При этом компания должна быть открыта и прозрачна. Стоимость компании добавляют развитая сеть точек продаж, известный бренд и лояльность потребителей.

Александр Малолетнев находит, что иностранным инвесторам наиболее интересны компании прежде всего с высокими объемами розничного страхового портфеля и развитой филиальной сетью. А такие факторы как узнаваемый бренд, наличие сильного менеджмента, качество инвестиционного портфеля и перестраховочной защиты, как ни странно, имеют куда меньшее значение. Национальные рейтинги надежности страховых компаний также имеют небольшое значение в глазах иностранных инвесторов, которые гораздо больше внимания обращают на позиции компании в рэнкингах по объемам собираемой премии.

Цель покупки – либо агрессивный выход на рынок с учетом уже завоеванных приобретенной компанией позиций, либо постепенное развитие бизнеса практически с нуля – в таком случае сделка представляет собой приобретение компании-«пустышки» для упрощения процедуры и сокращения времени на получение необходимых лицензий. При этом иностранным инвесторам найти хорошее соотношении цены и качества, по наблюдениям экспертов, становится все сложнее.

«Сделки, совершенные в течение 2007 года – яркие все без исключения. Благодаря феноменальным темпам роста российского рынка страхования, заинтересованность в приобретении российских страховых компаний выражают не только зарубежные инвесторы – происходит укрупнение и среди российских игроков, – отмечает Алекс Корогодстки. – Даже если сделка происходит только на бумаге и представляет собой перетекание денег – это тоже замечательно. Но интеграция, действительное укрупнение бизнеса, создание глобальных страховых групп – вот это успех. При том, что наблюдающийся сегодня рост российского рынка страховых услуг – совершенно феноменальный для развитых западных стран».

Генеральный директор «РОСНО» Ханнес Чопра говорит, что сравнивать российский и западный страховые рынки не совсем корректно, поскольку речь идет о двух разных мирах. К примеру, средний житель Германии имеет три страховых полиса, а объем национального рынка страхования жизни в стране составляет около 90 млрд евро. Объем рынка страхования «не жизни» приблизительно такой же – около 109 млрд евро. В России же объем рынка страховых услуг, не относящихся к страхованию жизни, составляет всего 13–14 млрд долларов, а на страхование жизни приходится лишь 200 млн долларов. При этом темпы роста страхового рынка Германии составляют 3–4% в год, а в России, в зависимости от сектора, варьируются от 15% до 25%, а рост в сегменте страхования жизни достигает 30-40% в год. Различия огромны – как в объемах, так и в динамике. Объясняется это тем, что, у рынков западноевропейских стран было гораздо больше времени на формирование правил страхового бизнеса, а также на то, чтобы научится управлять ожиданиями клиентов – история некоторых крупнейших страховых групп Европы насчитывает уже более ста лет.

Вместе с тем, Ханнес Чопра отмечает, что российский рынок очень быстро развивается, осваивает и адаптирует новые продукты и технологии – и те процессы, на которые в западных странах ушли десятилетия, в России происходят за несколько лет.

«Российский страховой рынок становится все более и более предсказуемым и понятным, а страховые компании все в большей степени соответствуют ожиданиям клиентов, отставание от мировых лидеров стремительно наверстывается», – с оптимизмом отмечает Ханнес Чопра.

Вопреки бытующему мнению о существующих непреодолимых различиях российского и западного рынка страховых услуг, Алекс Корогодски утверждает, что западные технологии вполне применимы в российском страховом бизнесе. Несмотря на специфичность российского рынка, внедрение западных технологий построения и организации бизнес-процессов дает высокие результаты. К примеру, оптимизация и реинжиниринг функции урегулирования убытков в «Россгострахе» были выстроены на основе зарубежных технологий, а в результате удалось сократить время ожидания получения страховой выплаты с нескольких дней до пары часов.

«Российским страховым компаниям учиться у Запада можно практически всему: начиная от построения модели агентских сетей до внедрения современных IT-систем, – уверен Алекс Корогодски. – Часто приходится слышать о специфичности российского рынка страховых услуг: мол, в глубоких деревнях бабушки продают полисы, на коленке подписывают договора... Согласен, уровень технической оснащенности российских страховых компаний пока уступает зарубежному, но модели бизнеса, системы мотивации персонала уже сегодня должны строиться с учетом богатого западного опыта».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления