Экономика Челябинцам втюхивают полисы ОСАГО «с обвесом»

Челябинцам втюхивают полисы ОСАГО «с обвесом»

Челябинские страховые компании с недавнего времени прекратили продажу «голых» полисов ОСАГО, вынуждая автовладельцев «в довесок» приобретать либо полис страхования автомобиля от угона и ущерба, либо личного страхования, либо расширять страховое покрытие за счет ДСАГО. Тем самым страховщики напрямую нарушают закон, однако действуют в открытую – их не останавливает даже то, что по подозрению в аналогичных нарушениях уже ведется расследование в отношении ряда страховых компаний в других регионах. Корреспондент ChelFin.ru провел собственное расследование и убедился: купить только полис ОСАГО без навязанного «обвеса» сейчас невозможно.

Сообщения о том, что челябинский филиал страховой компании «РЕСО-Гарантия» отказывается продавать полис ОСАГО без дополнительных услуг, появились на специализированных сайтах и форумах автомобилистов. «У меня через неделю заканчивется страховка в РЕСО. Зашла узнать, что изменилось. ОСАГО оформляют только, если у тебя оформлено каско. Иначе обязан купить еще полис «Подорожный» (страхование жизни), минималка – 2500 рублей. Страховой агент говорит, что в сентябре ОСАГО вообще невозможно будет оформить, типа нет бланков», – пишет пользователь под ником Графиня-2.

«Хотел застраховать в этой организации машину по ОСАГО. Во-первых, отказались делать скидки за безаварийную езду. Во-вторых, всем клиентам обязательно хотят продать вместе с ОСАГО страхование жизни за дополнительные 300 рублей», – пишет другой пользователь.

Корреспондент ChelFin.ru под видом потенциального клиента дозвонился в один из офисов компании «РЕСО-Гарантия». По легенде, необходим полис ОСАГО на поддержанный отечественный автомобиль – ВАЗ 2110. Консультант рассчитала, что стоимость полиса составит чуть больше семи тысяч рублей, однако мои планы по оформлению полиса омрачило недавно появившееся в компании ограничение. «Перед получением полиса необходимо пройти осмотр автомобиля, и наше обязательное условие – чтобы его проводили сотрудники нашей компании. Ближайшая дата, когда наши сотрудники смогут осмотреть вашу машину, в лучшем случае – через две недели, а то и дольше придется ждать», – рассказывает консультант и тут же успокаивает: за несколько тысяч рублей можно в принципе обойтись и без техосмотра, и тогда заветный документ будет выдан в течение дня. «Купите у нас любой страховой полис, например, самый дешевый – «Подорожник» всего за 2800 рублей. Тогда вашу машину осматривать не придется, поскольку вы уже автоматически будете считаться нашим клиентом и мы им как бы доверяем, получается. Так что вам уже не придется ждать две недели. ОСАГО получите сегодня вместе с дополнительным договором страхования», – продолжает представитель страховой компании «РЕСО-Гарантия».

Как объясняет начальник юридического отдела юридической компании «Автоправо» Анна Бицько, по законодательству представители страховой компании действительно имеют право проверить автомобиль перед заключение договора ОСАГО. Однако в законе четко не прописаны определенные сроки, в течение которых страховая компания обязана проверить транспортное средство, поэтому недобросовестным сотрудникам такое обстоятельство только на руку и они намеренно тянут время, тем самым вынуждая клиента купить дополнительный страховой продукт, что ускорит процесс заключения договора обязательной гражданской ответственности.

«В большинстве случаев автовладелец приходит в страховую компанию пролонгировать полис ОСАГО в последний день действия старого полиса, так что понятно его стремление оформить страховку как можно скорее. Но страховщики, зная об этом, специально затягивают с осмотром на несколько недель, надеясь, что в течение этого времени автовладелец попадет в ДТП и тогда в скидке за безаварийную езду специалисты страховой компании смогут отказать. Прямое нарушение закона об ОСАГО», – комментирует эксперт.

Кстати, стоит отметить, что представитель страховой компании «РЕСО-Гарантия» предложила мне пройти технический осмотр и получить диагностическую карту за пару минут, заранее успокоив, что «никаких проблем не возникнет». Настоятельно рекомендуемый ей пункт технического осмотра оказался в районе городской свалки. Впоследствии выяснилось, клиентам компании «РЕСО-Гарантия» – об этом нужно сразу сообщить работникам сервиса – здесь особенно рады, и предусмотрены привилегии. Работник пункта ТО пообещал выдать мне диагностическую карту в течение нескольких минут, и это несмотря на отсутствие огнетушителя, запасного колеса и давно истекший срок годности лекарств в аптечке. Свои услуги торговец документами оценил в 700 рублей.

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что с такими нарушениями закона сталкиваются не только клиенты «РЕСО-Гарантии». В офисе Росгосстраха, едва услышав о желании приобрести полис ОСАГО, консультант Ирина уверенно заявила: полиса без допуслуг мне не видать. Приобрести «автогражданку» можно только после получения талона ТО, а его, по условиям компании, необходимо получить именно в Россгострахе за пару сотен рублей.

«Мы берем автомобиль на страхование только со своим талоном ТО. Проходить осмотр автомобиля при этом необязательно, в нашей базе данных будет числиться, что вы якобы уже прошли технический осмотр. Талон стоит 570 рублей и около 10 000 – сам полис ОСАГО», – озвучила расценки консультант и заверила: диагностическую карту можно получить прямо сейчас, в офисе страховой компании. По словам Ирины, завышенная стоимость документа об обязательном страховании гражданской ответственности объясняется расширенными бонусами для клиента. «Независимо от того, кто виновник ДТП, компания дополнительно страхует вас на 200 000 рублей при любых травмах. А без нашего талона ТО договор ОСАГО я в принципе оформить не смогу», – добавила она.

В головном офисе страховой компании в Москве действие коллег из Челябинска как-либо комментировать отказались. Стоит отметить, что ранее за навязывание дополнительных услуг при оформлении ОСАГО руководство подразделений компании Росгосстрах в Башкирии, Кировской, Костромской, Брянской и других областях было привлечено к административной ответственности представителями федеральной антимонопольной службы. Позже предписание ФАС руководство страховой компании Росгосстрах пыталось обжаловать, однако Высший арбитражный суд остался на стороне антимонопольщиков. Виновным теперь придется заплатить штраф от 300 000 до 500 000 тысяч рублей. Сотрудникам ведомства удалось доказать, при приобретении договоров ОСАГО в местных филиалах страховой компании Росгосстрах консультанты в устной форме навязывали дополнительные страховые продукты, а в случае отказа от одновременной покупки сразу нескольких полисов клиентам отказывали и в оформлении ОСАГО.

По словам директора Агентства страховых услуг Ярослава Королева, региональные страховые компании вынуждены навязывать дополнительно к ОСАГО полисы «смежных» видов страхования, чтобы минимизировать высокий процент убыточности по «автогражданке» и повысить прибыльность этого направления. «Если крупнейшая федеральная страховая компания может себя так вести, и ей за это ничего не будет, то почему бы не нарушать закон остальным? Сотрудники антимонопольной службы не применяют никаких санкций, никакие жалобы и заявления в адрес надзорных органов результата не приносят», – возмущается собеседник. По его мнению, одна известная страховая компания применяет и другие незаконные способы «повышения рентабельности бизнеса», а попросту – ухода от ответственности. В частности, отмечает он, автовладельцам перестали выдавать справки о безубыточности, а центры урегулирования убытков перемещаются в труднодоступные и отдаленные районы, где разыскать их не всегда удается даже коренным жителям Челябинска, а также в маленькие города.

Остановить произвол страховщиков можно и нужно – уверяют собеседники сайта. Анна Бицько уверена, контролирующие органы области обратят внимание на сложившуюся проблему страхового рынка только в том случае, если сами автовладельцы будут проявлять активность и твердую гражданскую позицию: писать жалобы на руководителей челябинских компаний в УФАС, ФСФР, РСА и другие органы.

«Проглатывать» грубые нарушения и идти на поводу страховых компаний недопустимо, – заявляет Ярослав Королев. – Нужно заваливать их жалобами, фиксировать нарушения при заключении ОСАГО на аудио- и видеоносители, составлять письменную претензию о том, что компания отказывается выдавать какие-либо документы. Чем больше жалоб, тем больше вероятность, что контролирующие инстанции начнут наконец принимать какие-то меры против недобросовестных страховщиков».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления