RU74
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Челябинске

Погода+16°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +11

7 м/c,

с-з.

735мм 51%
Подробнее
4 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Образование Школьников вновь разделят «по интересам»

Школьников вновь разделят «по интересам»

В российское образование возвращается профильное обучение. По решению министерства образования и науки в 2006 году большинство школ должны сформировать специализированные 10-11 классы. Возможно...

" src=

В российское образование возвращается профильное обучение. По решению министерства образования и науки в 2006 году большинство школ должны сформировать специализированные 10-11 классы. Возможно, Челябинску будет проще справиться с этой задачей – в столице Южного Урала эксперимент по возрождению профильных классов продолжается уже несколько лет.

Впервые профильные учебные классы стали создавать в конце 80-х годов прошлого века. Однако уже к середине 90-х о них благополучно забыли. Десять лет спустя идея профилизации возвращается, правда в значительно измененной форме.

Одними из первых о необходимости реформирования системы преподавания в старших классах заявили вузы. Рост числа студентов, начавшийся в 90-ые годы, сопровождался заметным снижением уровня знаний первокурсников. Правда сегодня оценки руководства вузов выдержаны в более дипломатичном тоне. «К сожалению, уровень подготовки выпускников не растет», – признает проректор по учебной работе ЮУрГУ Александр Сидоров. «Все говорят, что уровень знаний выпускников понизился, но доказать это невозможно, – отмечает проректор по учебной работе ЧГПУ Георгий Шкребень. – Не существует общепризнанных критериев. Хотя результаты ЕГЭ подтверждают тенденцию к снижению. Однако это слишком формальный показатель».

Ко всему прочему появилась проблема профессиональной ориентации студентов. Вуз зачастую выбирают родители, причем вопрос о будущей профессии не является первостепенным. Как с этим бороться – вопрос открытый. В педуниверситете полагаются на предварительный отбор абитуриентов. «Мы сохраняем набор на целевой основе, у нас есть так называемый «губернаторский» набор. Поэтому, как правило, к нам приходят люди, сознательно выбравшие именно ЧГПУ, – говорит Георгий Шкребень. – Но если мы начнём принимать студентов только на общих основаниях, число профессионально ориентированных ребят уменьшится». При этом само руководство университета признает, что такой подход не универсален.

Изменилось отношение к школе и самих старшеклассников. Социологический опрос, проведенный недавно Всероссийским центром изучения общественного мнения, показал: 90 % старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности, 85 % утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90 % говорят, что в школе они не получают возможности для профессиональной ориентации.

В таких условиях решение Министерства образования и науки вернуть систему профилизации старших классов выглядит вполне логичным. С 2006 года планируется переход на нее большинства российских школ. В Челябинске в прошлом году в городской системе образования насчитывалось 126 профильных классов, в нынешнем будет создано еще 127. Таким образом, как сообщили нам в городском управлении образования, из 136 средних школ специализированные классы будут работать в 73 образовательных учреждениях. Большинство из них в 2006 году уже выпустили первых учеников-профильников.

Результаты челябинского эксперимента можно назвать успешными. «Работа по профилизации старших классов велась у нас с 1995 года, – говорит заместитель директора по научно-методической работе школы № 112 Оксана Борисова. – Безусловно, эта система влияет на профессиональную ориентацию учеников. Значительное число ребят выбирают свою будущую профессию уже в школе».

«Эксперимент оправдывает себя, – соглашается директор школы № 15 Наталья Чемоданова. – В конце учебного года мы проводили итоговое тестирование и выяснили, что старшеклассники довольны новой формой. Конечно, учиться труднее, существуют некоторые нестыковки между обязательным стандартом и учебным планом профильных классов. Но результаты радуют. Например, впервые в школе не было двоек на ЕГЭ по математике. Не случайно 70 процентов наших выпускников поступают в этом году в вузы на бюджет».

Школа № 124 одна из первых перешла к специализации старших классов, еще в 1993 году. «Самое главное – дети занимаются теми предметами, которые им интересны и необходимы, – отмечает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Татьяна Хилай. – И поступают обычно по выбранному профилю. 90 процентов выпускников физико-математического класса идут в вузы на специальности, связанные с физикой и математикой. Растет популярность химико-биологического класса, хотя учиться здесь сложнее».

Но педагоги говорят, что о возврате к прежней системе профильных классов речь не идет. «Раньше специализация старших классов была системой отбора детей, созданием некой иерархии учеников. Сегодня же это реальная возможность для ребенка выбрать направление дальнейшей деятельности, – отмечает Оксана Борисова. – Особенно интересна элективная часть учебных планов. Дети выбирают сами необходимые для них курсы, а учителя могут полнее реализовать свой творческий потенциал». «Элективные курсы – удачная находка, – соглашается Татьяна Хилай. – Раньше существовали только факультативы по предметам, курсы же предполагают более узкую специализацию. Кроме того, они имеют существенную практическую составляющую. Главное отличие – изменилось отношение к школе со стороны чиновников и не только их. Раньше мы варились в собственном соку. Теперь появились нормативные документы. Как следствие, многие конфликты с родителями сошли на нет».

Пока будущее профильных классов выглядит безоблачным. «Актуальность создания профильных классов в школах трудно переоценить, – говорит Александр Сидоров. – Если мы хотим иметь высококвалифицированных специалистов, такие классы должны быть организованы не только в Челябинске, но и в других городах и районах области». «Новая форма обучения в старших классах позволяет лучше подготовиться к поступлению на выбранную специальность, – отмечает Наталья Чемоданова. – Это значит, что увеличивается вероятность войти в число студентов-бюджетников. Думаю, для родителей это одно из основных преимуществ. Старшеклассники же, занимаясь не только с учителями, но и с вузовскими преподавателями, приходят потом в учебное заведение подготовленными: умеют записывать лекции, работать на семинарах».

Однако не все педагоги безоговорочно поддерживают разделение школьников «по интересам». По мнению Георгия Шкребня, стопроцентная профилизация вряд ли необходима. «В последнее время изменилась парадигма образования, – считает он. – Если в советской школе целью было воспитание всесторонне развитой личности, то сегодня во главу угла ставится подготовка профессионала. Люди, не сориентированные на конкретную профессиональную деятельность, обществу не нужны. Поэтому развитие профильной школы предопределено. Но вряд ли это панацея от всех бед». Татьяна Хилай придерживается еще более жесткой позиции: «Нельзя говорить, что сто процентов учеников старших классов определились с будущей профессией. Кроме того, далеко не все дети в состоянии освоить программу профильного обучения. Если быть честными до конца, то и не все учителя. Профильных школ на район нужно пять-шесть. Причем они должны быть узкоспециализированными, и в них должны работать педагоги высокой квалификации».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления