RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

2 м/c,

с-з.

735мм 47%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Образование «Частное» образование приравняют к государственному?

«Частное» образование приравняют к государственному?

В начале февраля стало известно, что Всероссийское педагогическое собрание подготовило ряд поправок в Налоговый кодекс РФ. Среди прочего педагоги предлагают отменить налоги на прибыль, собственность и землю для учебных заведений...

" src=

В начале февраля стало известно, что Всероссийское педагогическое собрание подготовило ряд поправок в Налоговый кодекс РФ. Среди прочего педагоги предлагают отменить налоги на прибыль, собственность и землю для учебных заведений вне зависимости от форм собственности. Это значительно уравняет положение государственных и частных учебных заведений (сегодня первые освобождены от налогов, в то время как частники никаких льгот не имеют). Однако до реальной конкуренции между этими секторами образования по-прежнему далеко.

Иначе как кнутом поправки к Бюджетному кодексу, подготовленные Минфином, назвать нельзя. Так считают педагоги. Согласно этим изменениям, вузы, не перешедшие в статус автономных учреждений, лишаются права вести самостоятельную хозяйственную деятельность.

Предложения педсобрания, которые планируется обсудить (а, возможно, и принять) в течение нынешней сессии Госдумы, в некоторой степени похожи на пряник. Они снимают опасения государственных учебных заведений потерять налоговые льготы, которыми они обладают сейчас. С другой стороны, частники получают равные права с государственными образовательными учреждениями хотя бы в том, что касается налогообложения. Если вспомнить недавнее решение властей Челябинской области о финансировании негосударственных школ из средств бюджета (норматив на одного ученика установлен такой же, как и для муниципальных школ), можно считать обсуждение налоговых изменений еще одним шагом в сторону политики «главное – качество услуг, а не учреждение, которое их оказывает».

В городском управлении по делам образования ожидают от новшеств положительных изменений. «Для системы образования это – однозначный плюс, – убежден глава управления Александр Кузнецов. – Однако не так важно, какое решение будет принято. Гораздо важнее, как оно будет реализовываться. Все мы прекрасно помним, как в девяностые годы, когда существовали серьезные льготы для организаций инвалидов, многие коммерческие структуры, по большому счету не имевшие ничего общего с их деятельностью, использовали это в своих целях. И сейчас важно не перегнуть палку. Если появятся льготы, нужно чтобы их получали только те, кто действительно занимается образованием».

В первую очередь отмена льгот скажется на развитии частных учебных заведений. «Если негосударственные школы окажутся в ситуации бюджетных учреждений – они будут процветать, – говорит Александр Кузнецов. – Они и так уже получают деньги из бюджета. Нынешний шаг создаст предпосылки для здоровой конкуренции. И это хорошо. Если у родителей появится возможность выбора между частными и муниципальными школами, и первые, и вторые будут заинтересованы в том, чтобы работать на высоком уровне. А значит, выиграют и дети, и родители, и государство».

В муниципальных школах, однако, настроены не столь благодушно. Даже школы-лидеры не проявляют сочувствия к своим коллегам из негосударственного сектора. «Я – человек старой формации, советской, – сказал корреспонденту Cheldiplom.ru директор 31-го лицея Александр Попов. – Должна сохраниться система государственных школ. Иначе граждан России некому будет готовить. Частные школы должны быть единичны. И это их дело, как им выживать».

«Я пока не очень четко для себя сформировал точку зрения на частные школы, – признается директор школы № 1 Дамир Темирханов. – Например, решение об их бюджетном финансировании вызвало негативные эмоции. Хотя умом понимаю, что оно совершенно логично. Возможно, это эмоциональное отношение объясняется тем, что дети, которые приходят из негосударственных учебных заведений в нашу школу, демонстрируют крайне невысокий уровень подготовки. Хотя нельзя о всех частных школах судить по единичным примерам».

Вместе с тем муниципальные школы не ожидают обострения конкуренции. «Все-таки, если у частников нет собственного здания, им приходится его арендовать, – говорит Дамир Темирханов. – А это сказывается на уровне оплаты их услуг. Она порой очень высокая. Не думаю, что найдется много родителей, которые согласятся отдать своих детей в частные школы».

Представители негосударственных учебных заведений ожидают от предстоящих изменений существенных плюсов. «Главное – произойдет перерасход финансовых ресурсов, – отмечает директор православной гимназии во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца иерей Алексей Егоров. – Любая частная школа хочет привлечь хороших учителей и, в первую очередь, направить освободившиеся средства на повышение зарплаты педагогам. Кроме того, можно будет решить и вопрос с техническим оснащением кабинетов. Это, в свою очередь, положительно скажется на качестве образования. А значит, повысится интерес к негосударственным учебным заведениям у родителей».

Тем не менее, конкурировать с муниципальными образовательными учреждениями «в лоб» частники не собираются. «Сегодня частная школа – это индивидуальный подход к учащимся, возможность обкатать новые методики, определенная специфика (у нас, например, акцент на православное воспитание), – говорит отец Алексей. – Это значит, что негосударственное учебное заведение по определению не может быть большим. Получается, что придется выбирать: или сохранить свои отличительные черты, или отказаться от них, уподобившись большим муниципальным школам. Но зачем отказываться от того, что является нашим преимуществом?»

Вряд ли можно говорить и о конкуренции среди вузов. «Предлагаемые изменения, по крайней мере, скорректируют неравенство в сфере налогообложения, – сказал корреспонденту Cheldiplom.ru ректор Южно-Уральского института экономики и управления Анатолий Молодчик. – Хотя это, скорее, компетенция Конституционного суда. Кстати, мы задумывались о возможности обращения в суд для решения этого вопроса. Если Государственная Дума утвердит поправки Всероссийского педагогического собрания, ситуация станет такой, какой должна быть с точки зрения Конституции».

Однако это не решит главных проблем частных вузов. «Дело в том, что неравенство государственных и частных вузов – следствие ментальности нашей бюрократии, – продолжает Анатолий Молодчик. – До сих пор чиновники только «терпят» нас. Неудивительно, что частный сектор периодически «выпадает» из важных государственных документов и программ. О равных условиях можно будет говорить только тогда, когда в законодательных актах и других документах исчезнет само разделение на государственные и негосударственные учебные заведения. Самое главное – мы должны отказаться от приоритетов госвузов при распределении государственного заказа. Пока мы можем претендовать только на тех выпускников школ, которые могут сами платить за свое обучение. Путь к подготовке специалистов за счет бюджета для частных вузов закрыт. И это – главное неравенство».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления