RU74
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Челябинске

Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -3

0 м/c,

742мм 75%
Подробнее
1 Пробки
USD 89,70
EUR 97,10
Образование Стереотипы в изучении английского

Стереотипы в изучении английского

В одном из недавних выпусков газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала интервью со своими собственными журналистами, работающими в России. Впрочем, было это даже не интервью, а своего рода горячая линия, в которой простые американцы могли спросить о том, что ж

" src=

В одном из недавних выпусков газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала интервью со своими собственными журналистами, работающими в России. Впрочем, было это даже не интервью, а своего рода горячая линия, в которой простые американцы могли спросить о том, что же действительно происходит на одной шестой части суши, и получить прямой ответ, без какой-либо политической окраски. Американские граждане интересовались нашим президентом, экономической ситуацией, свободой прессы. И за всеми вопросами угадывался неподдельный интерес к России совершенно простых, таких же, как мы с вами, людей. Среди прочего, спросили и о том, говорят ли сами корреспонденты московского бюро «Таймс» на русском.

Ответом журналиста Клиффорда Леви было следующее: «В наше время, когда средства массовой информации всячески стремятся сокращать свои расходы, «Нью-Йорк Таймс» остается одной из немногих газет, уделяющих огромное внимание международным новостям. И возможно, нет лучшего показателя подобного внимания, чем отношение газеты к языковой подготовке». По словам Леви, когда он получил направление в Россию, ему дали годичный отпуск исключительно для того, чтобы выучить язык. Более того, он попросил о возможности учиться в Санкт-Петербурге, переехал с семьей туда и ежедневно в течение года по шесть часов в сутки учил русский язык с репетитором. «Это не особенно дешево даже для такого издания, как наше, но с точки зрения пользы дела окупается каждый день», – говорит журналист. Примерно так многие образованные американцы относятся к русскому языку – с интересом и значительной долей прагматики. Стоит ли нам брать с них пример?

О значимости английского, равно как и о важности владения иностранным языком, мы заявляли неоднократно. И искренне надеемся, что писали и пишем об этом не зря. Более того, мы были бы очень рады, если бы узнали, что сумели-таки убедить вас не сидеть дома, а пойти учиться, заниматься самообразованием, саморазвитием, и вообще вкладывать свои деньги в себя любимого. Ведь согласитесь, что самое драгоценное, что у человека есть – это он сам, а поэтому про себя нужно помнить и о себе заботиться.

Но ведь даже если есть такое желание, не всегда существуют возможности к его реализации – кому-то на учебу не хватает времени, кто-то уже отучился и потихоньку все забывает, а иной, находясь в процессе покорения языковых вершин, сталкивается с трудностями, которые кажутся непреодолимыми. Мы постараемся помочь вам решить некоторые из этих проблем. Для этого мы опросили наших клиентов, и готовы ответить на все наиболее типичные вопросы.

– Я хочу учиться, но у меня не хватает времени.

– Постоянная проблема многих. Нужно сразу сказать, что нехватка времени – это не диагноз, а, скорее, небольшое затруднение, которому люди склонны приписывать катастрофические масштабы. В любом случае, практика показывает, что если сильно хочется, время все-таки находится… Однако что делать, если в силу своей занятости вы не можете учиться вечером, то есть в то время, когда работают большинство языковых школ и центров? Ответ прост – перейти на индивидуальное обучение с индивидуальным графиком. Безусловно, это будет стоить несколько дороже, да и выбирать репетитора нужно очень тщательно, причем делать это лучше через частную образовательную компанию. Объясним почему: подрабатывают частными уроками, как правило, студенты, либо преподаватели школ и вузов. У первых, в основном, недостаточно опыта, знаний, да и уверенности в себе, чтобы добиться толку, вторые же зачастую плохо представляют себе работу вне стандартного, не меняющегося годами, учебного плана госучреждений, не имеют соответствующего опыта, но используя статус, скажем, преподавателя вуза, берут немалые деньги.

Между тем, индивидуальные занятия требуют особого подхода, особой подготовки и наличия определенной харизмы у преподавателя. В той же «Нью-Йорк Таймс» когда-то была напечатана очень любопытная статья, под названием «Архипелаг по имени Русский». Несмотря на географический антураж, речь в ней шла об элитной частной школе русского языка Бориса Шехтмана. Школа эта существует в Америке и известна тем, что к услугам ее преподавателей и самого Бориса прибегали в то или иное время практически все известные американские политики и бизнесмены. Автор статьи и сам взахлеб расхваливал индивидуальные и групповые занятия, во главу угла ставя личность Бориса Шехтмана и его подход. Это очередное неоспоримое подтверждение того, что учить языку должен настоящий профессионал.

Вариант, заслуживающий отдельного внимания, – это так называемая «погружная программа», или программа языкового погружения. Суть ее состоит в следующем: участники выезжают на определенное количество дней за город, в дом отдыха либо аналогичное место, где с ними по особой методике работают профессиональные и специально подготовленные преподаватели. Человек в рамках данной программы погружается в языковую среду, занимаясь по 9–10 часов в день. Таким образом, за очень короткий срок можно значительно поднять свой уровень и добиться действительно высоких результатов. В Челябинске в настоящее время только одна компания предлагает погружную программу, причем проводится она без выезда за город. Вместо этого занятия идут по выходным, в течение 10 суббот. Этот курс уже несколько лет пользуется большой популярностью именно благодаря своей высокой эффективности при низких временных затратах. Но нужно помнить, что практически вся суббота, десять академических часов, отдается учебе.

– Имеет ли смысл учить язык самостоятельно, по книгам, компьютерным дискам либо видеокурсам?

– Нет. Если бы метод Илоны Давыдовой работал, она бы была миллиардершей, а вы бы не вспоминали сейчас, кто такая Илона Давыдова. Для того чтобы действительно поднять свой уровень, скажем, с нулевого до среднего, по всем четырем основным навыкам (чтение, письмо, аудирование и говорение) по самоучителям, нужно быть гением. Дело в том, что ни книга, ни компьютер, ни видеокассета не являются собеседником, не могут вести с вами диалог, объяснять вам ваши ошибки. А пытаться научиться говорить, не говоря ни с кем, все равно, что пытаться съесть колбасу, которую показывают по телевизору. Сейчас кто-то обязательно возразит, что компьютер может исправлять ошибки. Действительно, может, но в очень ограниченной степени. И компьютерные диски, и литература, и видео могут быть прекрасным подспорьем в изучении языка. Но подспорьем, так сказать, «в помощь студенту». Поскольку для получения сколько-нибудь серьезных результатов преподаватель необходим. Кстати, необходим, в том числе, по той причине, что он является тем самым стимулирующим и мотивирующим фактором, который подталкивает, а порой и заставляет людей заниматься, для их же блага. Ведь книжка не победит вашу лень, а хороший преподаватель, по крайней мере, поборется!

– Я уже учусь, но до сих пор не научился понимать устную речь.

Если вы занимаетесь английским языком, но чувствуете, что все еще плохо воспринимаете речь на слух, есть несколько простых вещей, которые вам помогут. Во-первых, всегда старайтесь слушать учебный аудиоматериал к тому или иному уроку несколько раз. Каждый раз можно попробовать помечать то новое, что услышали, дополняя собственные записи. Потом это можно будет проверить по учебнику, либо спросив у преподавателя. Еще один вариант, более общего характера, – смотреть видео на английском языке с субтитрами и слушать песни, желательно с распечатанным предварительно текстом. Фильм или мультфильм, который вы смотрите, должен при этом примерно соответствовать вашему уровню языка, благо сейчас в продаже имеется широкий выбор видео, где присутствует иностранная звуковая дорожка. Если вы начали учить язык месяц назад – не беритесь за «Унесенных ветром», лучше начните с самых простых детских передач и мультфильмов. А вот на более высоких уровнях можно смотреть даже новости. Хорошим вариантом будет просмотр одного и того же фильма или мультфильма без перевода несколько раз. Тогда вы сами заметите, как с каждым разом речь кажется вам все более разборчивой.

– У меня проблемы с грамматикой/словарным запасом.

– С этим приходят многие. Однако давайте разделять грамматику и лексику. Основная цель большинства – это научиться говорить. Поэтому, если даже вы знаете, что временами допускаете грамматические ошибки, сильно огорчаться не стоит. Главное, чтобы эти ошибки не мешали пониманию. Можно порекомендовать следующее – подойдите к своему преподавателю. Возможно, он порекомендует вам позаниматься дополнительными упражнениями, которые можно найти в грамматических справочниках. Здесь важно обратить внимание на следующее – даже выполнив эти упражнения дома, попросите преподавателя проверить их и объяснить вам ваши ошибки. Вообще, не нужно стесняться поддерживать контакт со своим наставником. Обратная связь – это то, чего очень часто не хватает студентам и преподавателям в процессе взаимного общения.

Вопрос о словарном запасе, на мой взгляд, несколько сложнее. Дело в том, что лексика все-таки имеет определенное приоритетное значение, поскольку общаетесь вы не правилами, а словами. Сразу можно сказать – не пытайтесь дома учить слова из словарика в алфавитном порядке! Это крайне трудоемкое и бессмысленное занятие, причем, даже выучив весь словарь, говорить вы не научитесь. Между тем, преподаватели неоднократно слышат от студентов что-либо подобное, особенно в самом начале. Дело в том, что выученное таким образом слово уйдет в пассивный словарный запас, и употреблять его вы не сможете никогда. Куда лучше купить адаптированную книжку на английском и почитывать ее временами. Кстати, абсолютно все учебные пособия презентуют новую лексику в контексте. Существует множество методов запоминания новых слов, от простой зубрежки до развешивания по квартире карточек с названиями предметов на иностранном языке. Но в любом случае и всегда новые слова необходимо отрабатывать и употреблять, сохраняя при этом контекстную составляющую. Проще говоря, читайте книжки на английском и чаще вспоминайте про иностранный язык в жизни.

– Я пришел, чтобы научиться говорить, а говорить так и не умею.

– Не паникуйте! И не грустите. Во-первых, многое зависит от вашего уровня владения языком и того, что вы понимаете под «умением говорить». Если уметь говорить для вас означает выступать от имени нашей страны на Всемирном экономическом форуме в Давосе, а вы пока лишь на элементарном уровне владения языком, то не пройти ли вам еще несколько уровней? С другой стороны, вспомните себя в начале обучения и сейчас, сравните и подумайте, действительно ли вы не умеете говорить, или вам это только кажется? Тестируя приходящих к нам клиентов, мы часто слышим фразу: «Я хочу научиться разговаривать на английском». При этом учтем, что тестирование проходит на английском и человек, пусть и не всегда, но зачастую уже прилично на нем говорит. Ведь научиться лучше разговаривать и научиться разговаривать в принципе – вещи разные.

Еще один интересный момент связан с процессом обучения и наступает, как правило, по прошествии определенного времени. Выражается он в том, что человеку начинает казаться, что он топчется на месте и прогресса не было уже давно. В 99 процентах случаев это неправда. Спросите вашего преподавателя или любого объективного наблюдателя. Попробуйте сделать еще раз какой-нибудь старый тест или контрольную и сравните результаты. Дело в том, что после определенного момента языковое развитие идет уже не вверх, а скорее, вглубь и вширь. Что для развивающегося не так очевидно, однако является симптомом прогресса высокого уровня. Подумайте сами: конечно, когда вы выучили фразу «My name is…», ваш успех был налицо и в высшей степени очевиден, ведь раньше вы не знали, как представиться на английском, а теперь можете это сделать! На более высоких уровнях это ощущение пропадает, потому что слово «simultaneously» не такое веселое, как «tree», да и радости от того, что вы знаете пять синонимов одного слова, меньше, чем от самого первого, которое вы выучили. Но это и есть прогресс. И если остановиться после самых первых уровней, то легко в своей речи будет уподобиться незабвенной юной даме из произведения Ильфа и Петрова, выражавшей все свои мысли десятком-другим слов.

Кстати, существует универсальный совет по поводу того, как развить собственный навык говорения. Он очень прост: надо больше говорить. Не стесняться говорить на занятиях, беседовать с друзьями, родственниками и знакомыми. Хороший вариант – клуб общения с носителем языка. Как минимум одна языковая школа в городе предлагает это, причем стоимость посещения клуба намного ниже средней стоимости занятий, и поддержать свой английский таким образом способен любой.

– Я закончил курс обучения, но не хочу забывать язык. Как быть?

– Поддерживать свой язык. Делать это можно всеми вышеперечисленными способами: читать книги на английском языке, смотреть фильмы, общаться с носителями языка, вживую или по Интернету, читать западные газеты. Поверьте, чтение зарубежной прессы – это очень увлекательное занятие. В сети сейчас легко можно найти веб-сайты известных печатных изданий. Регистрация на некоторых из них стоит денег, на других же можно сделать это бесплатно и получить доступ в мир информации «с другой стороны», без призмы личного отношения переводчика. Но и это все не является главным. Главное – уметь учиться. Учиться с кем-то и самостоятельно. Учиться всю жизнь и получать от этого удовольствие, потому что так мы развиваем самое дорогое, что у нас есть – себя!

В статье использованы материалы газеты «The New York Times», www.nytimes.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления