С 16 по 18 февраля МГУ принимал Всероссийский съезд учителей химии, на котором состоялось широкое обсуждение состояния и перспектив развития школьного химического образования в контексте основных принципов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В съезде приняли участие более 700 делегатов со всех регионов страны и ближнего зарубежья, в числе которых были учителя химии общеобразовательных школ, специалисты по педагогике и методике преподавания химии, руководители образовательных учреждений и представители органов управления образованием.
Открыл съезд заместитель министра образования и науки РФ Максим Дулинов. Максим Дулинов отметил, что видит цель проведения подобных съездов и ассоциаций «в выстраивании мостика», благодаря которому можно понять, как идеи, предлагающиеся экспертным сообществом, будут восприниматься учителями. С какими же проблемами приходится сталкиваться учителям химии в школах? Одной из главных проблем стала нехватка часов. В старшем звене на изучение этого сложного предмета отводится лишь час в неделю. По мнению учителей, химия нужна каждому школьнику, поэтому в расписании должны стоять два урока в неделю во всех классах, начиная с восьмого, а еще лучше – три, как это было когда-то. При современной ситуации, детям, которым химия не нужна для поступления в вуз, часа в неделю вполне хватает. Но тем, кто планирует сдавать ЕГЭ по химии, подготовиться к экзамену только в школе нереально.
Причину нехватки часов учителя видят в гуманитаризации образования и падении престижа химии как предмета и науки. Одна из секций съезда была посвящена проблеме соответствия школьных учебников современному уровню развития науки. Существование двух принципиально разных систем обучения – линейной и концентрической – ведет к нестыковкам в трактовках, темах, подходах. Кроме того, во многих учебниках стали все чаще встречаться неточности, ошибки, жаргонизмы. Эти и многие другие проблемы увеличивают недовольство учителей. «По мнению многих моих коллег, если бы они знали, к какому состоянию придет школьная химия, они бы сменили профессию, несмотря на любовь и преданность ей», – честно признался заслуженный учитель РФ, учитель химии гимназии №9 Екатеринбурга Сергей Москвин.