RU74
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Челябинске

Погода+4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

6 м/c,

сев.

738мм 75%
Подробнее
0 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Город Виктор Лебедев, генеральный директор компании «Энергоинвест»: «Все, что делается на благо людей, должно становиться достоянием общественности!»

Виктор Лебедев, генеральный директор компании «Энергоинвест»: «Все, что делается на благо людей, должно становиться достоянием общественности!»

Я стремлюсь помогать тем, кто не может обеспечить и защитить себя сам Задача компании – не столько извлечение прибыли, сколько создание комфортной городской среды Там, где есть политика и бизнес, благотворительность должна присутствовать по умолчанию

" src=

Мы продолжаем беседовать с известными челябинскими политиками и предпринимателями о том, что такое социально ответственный бизнес и какой должна быть благотворительность. На этот раз наш гость – известный бизнесмен, генеральный директор компании «Энергоинвест», председатель правления «Лебедев-фонда» Виктор Лебедев.

По мнению Виктора Лебедева, благотворительная деятельность должна быть прозрачной и открытой. Для того чтобы она приобрела более широкие формы, необходима целенаправленная государственная политика в этой области.

– Виктор Николаевич, что означает для вас благотворительность?

– У меня есть главный принцип. Я стремлюсь помогать тем, кто не может обеспечить и защитить себя сам. В первую очередь это инвалиды, дети-сироты, пожилые люди. К сожалению, у нас не работает западная система, когда достаточно просто пожертвовать деньги в благотворительный фонд. По известной русской причине – «воруют». Поэтому я стремлюсь делать добро только своими силами через собственный фонд, председателем правления которого являюсь, от компании или лично от себя. Раньше наша благотворительная помощь распространялась на весь регион – Челябинск, другие города области, отдаленные районы. Не так давно я принял решение локализовать свои усилия в отдельно взятом месте. Мы занялись улучшением жизни в Калининском районе. Почему именно там? Здесь находятся объекты, которые строит компания «Энергоинвест», здесь живу я сам. На мой взгляд, это правильно.

– Расскажите, кому конкретно помогает «Энергоинвест»?

– Одна из последних социальных акций, которую мы провели – вакцинация против гриппа части населения Калининского района. Адресные приглашения пройти вакцинацию получили около 3500 человек. В результате провакцинировались более 2000 человек, проживающих в районе улиц Кирова, Каслинской, проспекта Победы, Калинина. В год от этой опасной болезни в России погибают до 2500 человек. А позволить себе пройти элементарную процедуру за деньги, чтобы обезопасить свое здоровье, могут далеко не все. Мы не сомневаемся в том, что, когда ежегодная эпидемия в Челябинске начнется, процент заболевших в этом районе будет намного меньше, чем в других районах города.

Недавно с нашей помощью в районе открылся университет пожилого человека. Лекции проходят два раза в месяц и собирают по 200-300 человек. В условиях, когда постоянно меняется российское пенсионное, административное законодательство, Земельный кодекс, мы стараемся дать пожилым людям знания о том, как вести себя в повседневной жизни. У каждого второго пенсионера есть садовые участки, любой из них сталкивался с пересчетом пенсий, оформлением наследства и так далее. Занятия проводят лучшие лекторы – специалисты земельной палаты, врачи, юристы. Новость об открытии университета моментально распространилась среди пенсионеров района. С каждым занятием приходит все больше слушателей.

Один из проектов, который только начинает работать, направлен на решение проблемы профориентации подростков. Сегодня ряд учителей школ Калининского района обучаются по специальности «ландшафтный дизайн». После того, как курсы закончатся, мы снабдим учителей необходимой методической литературой, и они начнут обучать этой науке старшеклассников. Может быть, после окончания школы некоторые дети решат связать с данной профессией свою дальнейшую жизнь.

У нас есть планы построить в районе современный пришкольный стадион. Большинство школьных спортивных площадок сейчас находится в запустении из-за отсутствия необходимого оборудования и средств на его приобретение. Новая площадка будет служить не только для школьных занятий, сюда смогут приходить жители соседних домов.

Кроме того, в Калининском районе начала выходить наша газета. Мы назвали ее «Новый город». Сразу же после выхода первого номера начали поступать звонки в редакцию, приходить письма читателей. Мы поняли, что такая газета нужна. Я не встречал подобной инициативы ни в одном районе города. Газета рассказывает о деятельности администрации района, о работе благотворительного «Лебедев-фонда», о людях района.

– Вы помогаете всему Калининскому району?

– Не совсем так. Вы согласитесь со мной, что решением серьезных, глобальных проблем, связанных с жизнедеятельностью целого района, занимается районная администрация. А вот решать повседневные, насущные проблемы, оказывать конкретную помощь жителям отдельных домов должны депутаты Городской думы по каждому округу. К сожалению, они довольно часто не справляются со своими обязанностями. Моя деятельность в какой-то степени заполняет эту пустоту. Мы стараемся большую часть средств направлять на решение локальных задач, для того чтобы люди видели результаты конкретных дел. Я знаю все болевые точки того небольшого островка городской жизни, который мы взяли под свою опеку. Я стараюсь интересоваться всеми вопросами, вплоть до проблем и нужд конкретных жителей района. Большое количество жителей округа занесены в наш список. В дальнейшем фонд планирует оказывать этим людям дополнительную адресную помощь.

Помимо повседневных забот в районе, у компании «Энергоинвест» существует также ряд долгосрочных благотворительных программ. Мы оказываем помощь детским домам, детскому приюту, поздравляем детей с праздниками. «Энергоинвест» принимает участие в программе «Теплый дом». У нас существуют интересные образовательные проекты, например, деловые и обучающие игры для студентов Южно-Уральского госуниверситета. Для победителей была учреждена стипендия «Золотое кольцо»

– Виктор Николаевич, то, что «Золотое кольцо» – это успешный бизнес-проект, ни у кого уже не вызывает сомнений. А какие социальные проблемы он решает?

– Я бы сказал по-другому. Все мои проекты начинаются с постановки главной задачи – решить какую-либо назревшую социальную проблему. «Энергоинвест» ведет свой бизнес на благо города, его горожан. Задача компании – не столько извлечение прибыли, сколько создание комфортной городской среды. При реализации проектов мы исходим прежде всего из нужд города. Именно поэтому наши проекты должны быть коммерчески успешными. Городу крайне необходим автовокзал в северном направлении. Мы решаем эту задачу. Сейчас в Челябинске остро стоит проблема антисанитарного состояния главной водной артерии города – реки Миасс. Река превратилась в болото. Не для кого не секрет, что коллекторно-канализационная сеть, проложенная по берегам, попросту прохудилась. Сегодня грязная вода с улиц, автомоек, стекает прямо в реку. Мы профинансировали комплексное исследование реки и сейчас участвуем в обустройстве набережной и очистке поймы Миасса. Уже построены первые 150 метров набережной, устанавливаются фильтры на выпускные ливневые коллекторы для очистки сточных вод.

Согласитесь, что в городе крайне не хватает дорог и мостов. Мы включили в свой проект строительство нового автомобильного моста по улице Цвиллинга и оборудование около трех тысяч парковочных мест. Такая фундаментальность свойственна каждому проекту. Начиная какое-то дело, мы, прежде всего, задумываемся о том, как здесь будут жить люди через десять, двадцать, тридцать лет. На базе такого комплексного подхода и рождается социально ответственный бизнес.

– Как вы считаете, почему бизнес предпочитает не говорить публично о своих благотворительных делах?

– На мой взгляд, бизнес вообще предпочитает не афишировать любые свои начинания. Мы с самого первого дня заявили о том, что «Энергоинвест» – это публичная компания, которая ведет свой бизнес открыто. Мы открыты для наших горожан, партнеров, конкурентов. Вся информация о проекте публикуется на нашем сайте, мы освещаем каждый этап работы. Зайдя на рынок с такой масштабной программой, «Энергоинвест», породил некое брожение и полемику в обществе. Мы заставили людей о многом задуматься. И сегодня подход компаний к построению бизнеса начинает меняться. Отрадно видеть, что коллеги пользуются нашими открытиями. Думаю, что со временем мы переборем эту привычку – держать все в тайне, чтобы конкурент не подсмотрел или не услышал. Потому что привлекательной для инвестиций компания становится только в том случае, если она понятна, прозрачна и открыта.

Неудивительно, что наша национальная черта – замалчивать все, проявляется и в благотворительности. Причина в незрелости российского бизнеса, который до сих пор чувствует себя в чем-то и перед кем-то виноватым. В обществе сложилось превратное понимание сути благотворительного дела. У нас принято говорить: «Милостыню подает, значит, грехи замаливает». Я долгое время жил на Западе. Там сложилась совсем иная культура благотворительности. Поэтому я никогда не делал попыток «шифроваться». Если мы реализуем социально значимый проект, который меняет лицо города, делаем благое дело – мы говорим о нем. Для этого нам не нужны никакие PR-поводы. Все, что делается на благо людей, должно становиться достоянием общественности.

– Тем не менее, мы все уже успели привыкнуть к тому, что благотворительность – это эффективное средство политического пиара…

– Мне кажется, что любую благотворительность, даже если ее источники не совсем прозрачны, нужно рассматривать со знаком плюс. Если целью доброго дела является политический пиар, это не есть хорошо. С моральной точки зрения, спекулировать добротой не совсем корректно. Но если человек таким гуманным способом продвигает свои политические интересы, суть его благого дела при этом не меняется. Гораздо губительнее, на мой взгляд, направлять благотворительность на тех, кто в этом не нуждается и может самостоятельно заработать себе на жизнь. Такое нередко случается. Самым плохим благотворителем в этом смысле у нас является государство. Подобная благотворительность развращает. Если же реальную поддержку получают люди, которым она, действительно, необходима, такая помощь оправдана, какие бы конечные цели человек ни преследовал.

– Политика – хорошее подспорье для благих начинаний. Вы не задумывались о политической деятельности?

– Бизнес и политика – две неразрывные вещи. У меня есть необходимость развивать свой бизнес. Но не для кого не секрет, что наша бизнес-среда далеко не совершенна. Ее нужно улучшать, в том числе законотворческой деятельностью. Если за меня это будет делать кто-то другой, не уверен, что из этого что-либо получится. За последние десять лет я мог в этом убедиться. У меня есть потребность, силы и желание заниматься политикой. Когда человек ощущает в себе возможность сделать какую-то работу, он должен смело за нее браться. Думаю, бизнес от этого только выиграет.

Там, где есть политика и бизнес, благотворительность должна присутствовать по умолчанию. Достаточно посмотреть на опыт развитых стран. Общий объем благотворительных фондов там составляет миллиарды долларов, и по статистике каждый второй житель регулярно делает пожертвования. Это часть западной культуры. Замечательно, если со временем это станет нормой жизни и в нашей стране. Для того чтобы благотворительность в России приобрела цивилизованные формы, получила развитие, необходима целенаправленная государственная политика в этой области. Пока ее не существует. Сегодня, чтобы официально перечислить деньги на благотворительные цели, предприниматель обязан подвергнуть свою прибыль налогообложению. Необходимо в первую очередь обеспечить режим льготного или безналогового использования средств, которые направляются на благотворительность. Кроме того, важно создать условия, при которых эта деятельность стала бы почетной. Я не знаю ни одну газету или журнал под названием «Благотворитель» или «Меценат». Есть вещи, проводником которых обязано выступать государство. Когда появится четкое правовое поле, когда об этом заговорит президент, благотворительность сможет принять более широкие масштабы.

– Вспомните благотворительный поступок, который вам особенно запомнился.

– Таких эпизодов было много. Но я все же предпочитаю жить сегодняшним днем. Поэтому сейчас моя главная задача – не допустить вспышки эпидемии гриппа в своем районе. Я хочу, чтобы люди встретили здоровыми Новый год, прожили в добром здравии весенний период, чтобы дети не болели и ходили в школу. Это маленькое доброе дело. Я думаю, что мы достигнем своей цели. Мне будет приятно.

– У нас в городе есть так называемые люди-бренды – лидеры бизнеса, политики, которые снискали всеобщую любовь. Вам бы хотелось иметь такую же громкую славу в народе?

– Это уважаемые люди. Они добились авторитета среди населения города. Но мне бы не хотелось кого-то копировать или повторять. Если взглянуть на трехлетнюю историю «Энергоинвеста», нетрудно заметить, что мой бизнес и я как бизнесмен, как человек проделали своеобразный путь развития – в чем-то оригинальный и новаторский. Времена меняются. Каждому времени нужны свои герои. Народное признание обязательно следует за делами. Эта цепочка проста. Еще Адам Смит писал, что, если человек упорно работает на свое благо и благо своей семьи, он начинает приносить пользу обществу. А значит, получает общественное признание. Любой человек, который упорно трудится и решает задачи, которые ставит перед ним жизнь, бизнес, рано или поздно становится всеобщим любимцем. Этого нельзя добиться в один день. В религии есть такая практика: канонизируют человека не раньше, чем через сорок лет после смерти. Нужно, чтобы сменилось несколько поколений, и его заслуги перед обществом были подвергнуты испытанием временем. Слава – это следствие каждодневной, кропотливой работы. Насколько долговечной она окажется, покажет время.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления