Город Экономика В деле суд: челябинка вернёт себе незаконно «уплывшие» пенсионные накопления

В деле суд: челябинка вернёт себе незаконно «уплывшие» пенсионные накопления

После публикаций на 74.ru в редакцию посыпались новые истории о переводе пенсий.

Прокуратура выяснила, что заявление на перевод обработал ПФР Дагестана

Пенсионные «разборки» в Челябинске набирают обороты. После публикации 74.ru истории женщины, чьи пенсионные накопления без её ведома перевели в негосударственный пенсионный фонд «Будущее», в редакцию посыпалось множество аналогичных жалоб как на этот НПФ, так и на другой. Одна из них показательна – челябинке удалось довести дело до суда. Рассказываем, как ей удалось этого добиться и какие меры против незаконной «миграции» пенсионных денег планирует предпринять Банк России.

Ирина Иванова (имя изменено по просьбе героини. – Прим. автора) распорядилась накопительной пенсией ещё в 2004 году, как только это стало возможно. Как она рассказала 74.ru, из государственной управляющей компании (ВЭБ) накопительная пенсия перешла в УК «Тройка диалог», которая позже присоединилась банку и стала «Сбербанком Управление активами».

– До 2014 года я активно отслеживала судьбу своих пенсионных накоплений, получая отчёты от УК и заказывая извещения о состоянии индивидуального лицевого счёта через сайт Госуслуг, – рассказывает Ирина Иванова. – Потом я ушла в декрет и некоторое время не отслеживала счёт. В итоге в середине апреля я заказала выписку и увидела, что мои деньги перевели в неизвестный мне НПФ «Будущее»!

По запросу НПФ прислал девушке копию договора. По её словам, в нем верный номер СНИЛС, подпись в точности, как в паспорте, полученном больше 15 лет назад. Вот адрес и номер телефона – «левые»: пл. Мопра, дом 8 – по факту это адрес «Центрального рынка», по указанном номеру телефона отвечает мужчина, который давно им пользуется и абсолютно не в курсе дел.

Ирина Иванова обратилась в НПФ «Будущее», в Пенсионный фонд, в Центральный банк, в полицию и прокуратуру. В итоге, как выяснила прокуратура, изначально – ещё в августе 2015 года – её накопительную пенсию перевели в другой НПФ (причём было и заявление, и договор, – напомним, это два обязательных атрибута для перевода накоплений), а почти через год – в НПФ «Будущее» (первый фонд вошёл в состав второго).

Узнать состояние вашего пенсионного счёта и то, кто управляет вашими накоплениями, можно через сайт Госуслуги, лично в Пенсионном фонде или через банк.

Прокуратура выяснила, что заявление о переводе накоплений обработал ОПФР Дагестана, но Ирина Иванова его не подавала. В связи с этим прокуратура направила иск в суд, чтобы признать договор недействительным. Дата суда пока не назначена, но женщина намерена отстоять свои права.

– Во-первых, я хочу, чтобы деньги перевели обратно. Не через год, а в течение 30 дней после суда. А, во-вторых, чтобы перевели их хотя бы с теми минимальными процентами, которые НПФ заработал на них, – добавляет Ирина Иванова. – Кроме того, я однозначно планирую подать в суд на возмещение недополученного дохода – моя управляющая компания показала доходность за прошлый год 11,8%, а этот НПФ – всего 2,8%. Ведь при «досрочном» переходе я, скорее всего, потеряла весь инвестиционный доход.

Ирина Иванова также переговорила с предыдущей героиней нашей публикации и ещё одним пострадавшим. По словам женщины, все трое в определённый момент обращались в «Альфа-банк» – кто покупал товары в рассрочку, кто оформлял кредит.

– Мы подозреваем, что наши данные могли уйти через этот канал. Написали жалобы, – добавила Ирина Иванова.

Пресс-секретарь «Альфа-банка» в УрФО Анна Шмелева пояснила 74.ru, что банк не работает с фондами.

В чём разница между управляющей компанией и НПФ? У первой пенсионные накопления находятся в доверительном управлении, назначением и выплатой, учётом результатов инвестирования занимается ПФР. А по информации ПФР, НПФ занимается этим всем самостоятельно.

В самом НПФ «Будущее» нам ранее поясняли, что не несут ответственности за деятельность третьих лиц, но сами работают по закону – перевод накоплений не возможен без заключенного договора и заявления в Пенсионный фонд. Однако, как мы и писали, существуют разные способы подачи заявлений – при некоторых из них личного присутствия человека не требуется. Как поясняли в челябинском ПФР, в большинстве случаев проблема в том, что люди не читают документы, которые подписывают, или просто забывают об этом.

- Чтобы исключить риски неправомерных переходов, нужно прежде всего менять действующую процедуру перехода клиента из одного НПФ в другой, упорядочить её. Мы неоднократно говорили, что считаем принципиально важным её изменить таким образом, чтобы клиент при переходе в другой НПФ обращался прежде всего к текущему страховщику, который разъяснял бы все интересующие его вопросы и в том числе предупреждал бы его о потенциальной потере инвестдохода при переходе, – комментируют в НПФ «Будушее». – Сейчас клиент сразу обращается в новый НПФ, которому невыгодно информировать его о возможных финансовых потерях при переходе. Мы же, как один из ведущих участников рынка, заинтересованы в том, чтобы люди переходили, принимая это решение сознательно и полностью оценивая его экономические последствия.

Если вы обнаружили, что ваши пенсионные накопления перевели без вашего ведома, то:

  • запросите экземпляр договора в НПФ и копию заявления в ПФР;

  • обратитесь в правоохранительные органы, которые проверят подлинность подписей;

  • обратитесь в суд (это, как и в ситуации с Ириной Ивановой, могут также сделать правоохранители). Третьим лицом в суд привлекается Пенсионный фонд;

  • по суду договор признаётся недействительным, и накопления возвращают.

Как добавила заместитель управляющего челябинского отделения ГУ Банка России Елена Федина, по таким делам сейчас сформирована положительная судебная практика.

– Также можно вновь заключить договор с выбранным НПФ и обратиться с ним заявлением о переходе в отделение Пенсионного фонда по месту жительства лично или направить документы иным способом (в том числе электронным), – добавляет Елена Федина. – Однако при этом необходимо учитывать, что застрахованное лицо может воспользоваться правом на переход из фонда в фонд не чаще одного раза в год.

Вернуть накопительную пенсию, которую перевели без ведома, можно только по суду

Всего в этом году от жителей области в Банк России поступило 12 жалоб, которые так или иначе затрагивали работу негосударственных пенсионных фондов.

– Одна из причин сложившейся проблемы – несовершенство действующего механизма переходов. Именно поэтому Банк России в настоящее время выступает за скорейшее принятие поправок в законодательство, которые находятся на рассмотрении в Госдуме, – резюмирует Елена Федина.

Речь идёт о том, что заявление на перевод нужно будет подавать действующему страховщику, который в том числе будет обязан информировать клиента о потере инвестдохода при досрочном расторжении договора.

Напомним, до 2019 года действует мораторий на формирование накопительной пенсии, то есть все отчисления идут в страховую часть – на выплаты нынешним пенсионерам. Однако это не мешает гражданам переводить уже имеющиеся накопления.

Фото: Фото автора, Виктории Яковлевой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления