RU74
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Челябинске

Погода+14°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

2 м/c,

с-з.

736мм 41%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Мой дом Строительный рынок Челябинска готов сотрудничать со столицей

Строительный рынок Челябинска готов сотрудничать со столицей

Ждут ли столичных строителей на региональных рынках коммерческой недвижимости? Таким вопросом задались специалисты компании LCMC в контексте ценовой стагнации рынков строящегося жилья Москвы и Санкт-Петербурга...

" src=

Ждут ли столичных строителей на региональных рынках коммерческой недвижимости? Таким вопросом задались специалисты компании LCMC в контексте ценовой стагнации рынков строящегося жилья Москвы и Санкт-Петербурга.

Многие эксперты указывают на возможность диверсификации отрасли за счет использования строительных мощностей на рынке коммерческой недвижимости, в том числе регионов. Многие строительные компании, специализировавшиеся на рынке жилья в Москве и Санкт-Петербурге, уже опробовали ранее свои силы в сегменте коммерческой недвижимости – «СТроймонтаж»/Mirax group, ЛенСтройРеконструкция (ЛСР), «Петербургская недвижимость», правда, в основном в пределах обеих столиц.

Однако рынок коммерческой недвижимости Москвы и Санкт-Петербурга уже близок к насыщению. «По нашим прогнозам, после удвоения площадей в сегменте торговых центров Санкт-Петербурга темпы нового строительства резко замедлятся, – заявляет директор по развитию LCMC Дмитрий Золин. – Аналогичные процессы наблюдаются и в Москве. Предложение качественных торговых площадей выросло в разы, а денежные доходы населения, обеспечивающие платежеспособный спрос, на проценты. Что касается офисного сегмента, то хотя доля вакантных площадей в бизнес-центрах класса «А» и «В» не превышает 10%, рост арендных ставок практически остановился. Это повлияло на сроки окупаемости проектов, которые удлинились до 7-8 лет. Для застройщиков жилого сегмента, привыкших к использованию дешевых средств дольщиков и срокам возврата средств на уровне 1,5 года, такие сроки совершенно неприемлемы – у них нет оборотных средств, а на получение «длинных денег» за счет банковского кредита в условиях кризиса и непрозрачности структуры большинства строительных компаний они вряд ли могут рассчитывать».

Некоторые застройщики пошли по пути привлечения дольщиков в офисные проекты, то есть продается право собственности на офисы в строящихся бизнес-центрах. Такая практика широко распространена на региональных рынках коммерческой недвижимости, например, на офисном рынке Челябинска 37% введенных в прошлом году офисных площадей было продано. Та же практика действует в Екатеринбурге, Тюмени, Новосибирске, Перми. Однако это свидетельствует, скорее, о ранних фазах развития рынка коммерческой недвижимости и бизнеса в целом, чем является реальной перспективой. Практика покупки офисных помещений для собственных нужд, в основном у государства, была распространена в Москве и Петербурге в 90-е годы.

Другой альтернативой для выхода из кризиса жилищного строительства многие эксперты называют экспансию строителей в регионы. И если в жилом сегменте в этом есть экономический смысл, подкрепленный наличием кредитных ресурсов, конкурентных технологий и хорошего управления, то в коммерческом сегменте есть множество вопросов. «Сегодня на региональных рынках коммерческой недвижимости до половины девелоперов и застройщиков – компании, так или иначе связанные с местным строительным комплексом, – констатирует Дмитрий Золин. – Так, в Челябинске два ведущих девелопера коммерческой недвижимости – «Челябинскстройиндустрия» и «Монолит-Инвест» – принадлежат к строительной отрасли. Первая занимается дорожным строительством, вторая активно работает на рынке строительства жилья. Необходимо отметить, что местные строители не только успели диверсифицировать свой бизнес, но и наладить взаимоотношения со столичными банками, кредитующими местные проекты в коммерческую недвижимость. Поэтому московские и питерские строительные компании смогут прийти на этот рынок лишь имея за собой серьезный кредитный ресурс. Однако они будут лишены важного преимущества – ресурса административного, а также прекрасной ориентации в местном рынке земли, еще менее прозрачном, чем в столицах».

По мнению специалистов LCMC, локомотивом преодоления кризиса строительной отрасли могли бы стать крупные инфраструктурные проекты, со смешанным частно-государственным финансированием. Например, строительство платных автострад, транспортных развязок и иной транспортной инфраструктуры в городах. А также приобретение банками контрольных пакетов акций строительных компаний с целью расширения ипотечных программ на строящиеся жилые объекты.

Роман Казанцев

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления