RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

6 м/c,

сев.

736мм 71%
Подробнее
3 Пробки
USD 89,70
EUR 97,10
Политика Законодательные расклады

Законодательные расклады

До выборов в Законодательное собрание Челябинской области остается пять месяцев. Новая модель голосования, новая нарезка округов и новое число депутатов могут преподнести несколько новогодних сюрпризов...

" src=

До выборов в Законодательное собрание Челябинской области остается пять месяцев. Новая модель голосования, новая нарезка округов и новое число депутатов могут преподнести несколько новогодних сюрпризов.

Стать немного чиновником

Что такое Законодательное собрание Челябинской области? Казалось бы, ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Это выборный орган, который на основе типовых федеральных шаблонов принимает местные законы. Самые существенные из полномочий регионального парламента – утверждать губернатора и годовой бюджет региона. Но и в том, и в другом вопросе сильно не разгуляешься. Кому быть губернатором, решает президент и его ближайшее окружение. Бюджетными средствами заправляет губернатор и структуры исполнительной власти.

Работа же депутата – это сплошная рутина и расходы. В округе – избиратели тянут руки за материальной помощью, в собрании – бесконечные заседания и кипы бумаг, от листания которых наступает тоска и депрессия.

Так отчего же крупнейшие бизнесмены области, чьим главным критерием при принятии решений является холодный расчет, прикладывают массу усилий, чтобы оказаться в Законодательном собрании области? Ответ на этот вопрос банален: власть дает капиталу выгоду и безопасность.

Бизнесмен-депутат имеет больше возможностей наладить конструктивные отношения с исполнительной властью. В ходе выборов в Заксобрание в 2000 году уральский бизнес решал именно эту задачу. Именно этим объяснялось поведение нынешнего депутатского корпуса, состоящего из чиновников прогубернаторской ориентации и бизнесменов, заинтересованных в «дружбе» с губернатором. Даже потенциально конфликтные ситуации большинство депутатов старалось сгладить, к удовольствию областной администрации. Законодательное собрание демонстрировало необычайную покладистость, свойственную далеко не всем российским региональным парламентам.

Накануне выборов-2005 основная задача для бизнес-элиты Челябинской области, которая, без сомнения, составит костяк нового парламента, остается прежней – оказаться в числе избранных. Соответственно, выборы в Законодательное собрание области, которые пройдут в декабре, отразят те подвижки, которые произошли в высших кругах за последние пять лет.

Выбираем депутатов, губернаторство в уме

Модель власти, выстроенная губернатором области Петром Суминым и его командой, во многом основана еще на советских принципах управления. Безусловно, у нее есть свои недостатки, но в целом она показала хороший результат. Однако Эпоха Сумина в челябинской политике движется к своему завершению. Еще откроют музей, запустят метро, сравнят по масштабам с Демидовым, но реальную власть придется передавать, и не исключено, что совсем в чужие руки. Шансов сохранить ее в нынешнем виде после ухода Сумина с поста губернатора нет. Слишком велик фактор личности.

Система управления областью будет неминуемо трансформирована под интересы местных и пришлых олигархов. Если 2000–2005 годы были временем вхождения бизнеса в региональную власть на правах гостя или младшего партнера, то 2006–2010 годы станут временем захвата контрольных постов в исполнительной власти и доминирования тех или иных финансово-промышленных групп. Победа Юревича на выборах главы города Челябинска – характерное проявление тенденции.

Естественно, что Законодательное собрание станет одним из полей сражений большой многолетней битвы за губернаторский пост. Исходя из этого предположения, следующее Законодательное собрание должно проявлять больше самостоятельности.

Декабрь и март – две большие разницы

После выборов-2005 весна в нашем регионе попала в разряд неблагонадежных времен года. Оказывается, ледоход в это время наблюдается не только на реках, но и в настроении общества. В марте 2005 года лишились своих мест две трети глав. Среди них такие, казалось бы, непотопляемые гиганты, как Тарасов, Шаврин или Лубенец. Как ни смягчали они и еще два десятка экс-мэров неблагоприятный эффект от монетизации льгот и реформы ЖКХ, народ проголосовал против власти. И дело не только в просчетах и в излишней самоуверенности, но и в том, что ранней весной люди настроены на обновление. Естественно, что обитатели Заксобрания повторения подобного эксперимента над собой не хотят.

Дополнительной причиной не откладывать выборы становится угроза спада производства и падение прибыльности в металлургии. Если дела в этой отрасли пойдут плохо, ухудшения социальной ситуации не избежать по всей области. При неблагоприятном развитии событий на осень и декабрь выпадает окончание периода благополучия, а на весну – начало кризиса. Дай бог, чтобы этого не случилось, но действующие депутаты и губернатор, поступили предусмотрительно, отказавшись от переноса дня голосования на три месяца дальше.

Таким образом время проведения голосования станет дополнительным фактором в поддержку нынешнего состава депутатов.

Мест больше, а шансов меньше

Действующее Заксобрание имеет 45 мест, новый парламент станет 60-местным. Но только 30 из них будет заполняться по одномандатным округам. Еще 30 – по партийным спискам.

Мест вроде бы становится больше, а вот возможности избраться, что называется, «с гарантией», меньше.

Приведем пример. При нынешней схеме Челябинск делегировал в собрание области 15 человек, в новом варианте – всего 11 (и это со значительной прирезкой прилегающих территорий). Кандидатов-«тяжеловесов» в областном центре, реально претендующих на депутатский мандат, насчитывается около 25 человек. Причем раскрученные фигуры будут бороться как за высокие позиции в списках, так и не захотят сдавать позиций в округах. Мирно разойтись – кто по округам, кто по партийным спискам – не получится. В итоге неизбежно возникновение новых конфликтов и нешуточная борьба.

Такой расклад создает ряд проблем действующим депутатам и дает лотерейный шанс «списочникам» таких партий, как «Родина» или Партия пенсионеров. Ведь та же РПП может взять пять, а может – и десять мест. Так в областном парламенте может оказаться несколько неожиданных фигур.

Административный ресурс

На сегодняшний день главный вопрос – нарезка. Из трех округов формируется два – и сталкиваются лбами депутаты-соседи. Причем новая нарезка имеет огромное значение. Если сохранишь целым свой округ и получишь в нагрузку половину чужого – считай, на старте обеспечишь себе солидное преимущество. Но может произойти и наоборот – располовинят именно твой округ и прирежут его к двум соседским. Куда ни пойдет «порезанный» депутат – везде в меньшинстве окажется.

По этой причине нарезка округов превратилась в вопрос крайне щекотливый, взятый на контроль губернатором. Черновой вариант, естественно, имеется еще с весны, но хранят его в глубокой военной тайне, а когда обнародуют – сразу станет видно, кто фаворе, а кем решили пожертвовать.

Смена темы

Ну и последнее, о чем хотелось бы сказать в преддверии избирательной кампании, это содержательная часть дебатов и агитации. Уроки расчетливости, преподносимые населению властью и бизнесом, не прошли даром. Люди стали более прагматичны при формировании мнения о кандидатах. Следовательно, привычные формы агитации имеют все меньший эффект. Тот из кандидатов, кто лучше уловит «смену темы», имеет шансы обойти более мощных по ресурсу, но неповоротливых противников. А уж для партий вопрос верной повестки дня и грамотной формы ее подачи сулит большие политические барыши. Верная тактика сулит удвоение числа своих представителей в будущем Заксобрании.

Какая партия сколько сможет взять мест в будущем парламенте области? (оценка дана на июнь 2006)

Ситуация в Челябинске

По одномандатным округам вместо 15 мест от Челябинска в новом собрании будет только 11. И это только в том случае, если в некоторые округа вольют пригородные районы. Без них получится только десять.

Тем временем есть свыше 20 претендентов:

действующие депутаты (с учетом Пригородного и Копейско-Челябинского округов):

1. Мешков

2. Чабан

3. Мизрахи

4. Свеженцев

5. Чернобровин

6. Прокудин

7. Мительман

8. Федоров

9. Мякуш

10. Дружинин

11. Тарасов

(места закончились)

12. Кретов

13. Середкин

14. Шафигулин

15. Кожеуров

16. Берестов

Уже тесновато, но господам депутатам наступают на ноги:

17. Беркович

18. Никитин

19. Еремин

20. Колесников

21. Видгоф

22. Лебедев

Дмитрий Старостин

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления